ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2015 года № 670
Об утверждении актов по независимой аккредитации в системе образования Кыргызской Республики
(В редакции постановлений Правительства КР от 4 октября 2016 года № 525, 11 декабря 2017 года № 799, 22 января 2020 года № 18, 3 июня 2020 года № 289)
В целях повышения качества образования, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", статьей 40 Закона Кыргызской Республики "Об образовании" Правительство Кыргызской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить:
- Порядок признания аккредитационных агентств в области образования согласно приложению 1;
- Порядок аккредитации образовательных организаций и программ согласно приложению 2.
- Минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики, согласно приложению 3.
(В редакции постановления Правительства КР от 4 октября 2016 года № 525)
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
Премьер-министр |
Т.А. Сариев |
Минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики
(В редакции постановлений Правительства КР от 4 октября 2016 года № 525, 11 декабря 2017 года № 799, 22 января 2020 года № 18, 3 июня 2020 года № 289)
1. Общие положения
1. Настоящие Минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям (далее - Минимальные требования), устанавливают обязательные минимальные требования к аккредитуемым образовательным организациям начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики.
2. В настоящих Минимальных требованиях используются следующие понятия:
академическая репутация - восприятие в общественном сознании и профессионального сообщества уровня качества предоставляемых образовательных услуг, определяемое результатами обучения выпускников, научными достижениями профессорско-преподавательского состава и академическими ресурсами образовательной организации;
документированная система менеджмента качества образования - система, позволяющая документировать планы, процессы, действия и результаты, относящиеся к реализации политики обеспечения качества образования образовательной организации;
заинтересованные стороны - заинтересованные в высоком качестве образования государственные органы, органы местного самоуправления, обучающиеся (студенты), их родители, образовательная организация, работодатели, социальные партнеры;
миссия образовательной организации - основное предназначение, определяющее статус, принципы деятельности, заявления и намерения образовательной организации, совокупность ключевых стратегических целей, вытекающих из объективной оценки собственного потенциала;
образовательные цели - цели, которых должна достичь образовательная организация для того, чтобы сформировать у своих выпускников профессиональные компетенции, достаточные для успешной деятельности по соответствующей специальности (профессии);
политика обеспечения качества образования - совокупность утвержденных ученым или педагогическим советом образовательной организации документов и планируемых периодических процедур (действий), реализация которых ведет к повышению качества образования;
результаты обучения - четкие формулировки, какими знаниями, умениями и навыками будет обладать обучающийся (студент) после завершения процесса обучения.
(В редакции постановления Правительства КР от 11 декабря 2017 года № 799)
2. Минимальные требования к политике обеспечения качества образования
3. Образовательная организация должна иметь утвержденную ученым или педагогическим советом и опубликованную на сайте образовательной организации политику обеспечения качества образования, включающая в себя миссию, стратегические и текущие планы, образовательные цели, результаты обучения, систему менеджмента качества.
4. Критерии к политике обеспечения качества образования в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:
1) наличие четко сформулированной и принятой миссии образовательной организации, разработанных на ее основе и утвержденных стратегических и текущих планов, соответствующих потребностям заинтересованных сторон. Наличие разработанных и принятых на основе миссии образовательной организации образовательных целей и ожидаемых результатов обучения;
2) ежегодный мониторинг выполнения стратегических и текущих планов, образовательных целей, результатов обучения, анализ результатов выполнения и внесение соответствующих корректив;
3) участие руководства, сотрудников, обучающихся (студентов) образовательной организации и заинтересованных сторон в реализации, контроле и пересмотре системы обеспечения качества образования;
4) внедрение системы обеспечения качества образования с помощью документированной системы менеджмента качества образования;
5) наличие ответственных лиц (служб) образовательной организации, отвечающих за внедрение системы обеспечения качества с помощью документированной системы менеджмента качества образования;
6) наличие опубликованной на сайте образовательной организации и доступной всем заинтересованным сторонам миссии, стратегических и текущих планов, образовательных целей, результатов обучения, системы менеджмента качества.
5. Образовательные организации среднего и высшего профессионального образования, кроме критериев, предусмотренных пунктом 4 настоящих Минимальных требований, предпринимают действия для повышения своей академической репутации и обеспечения академической свободы.
3. Минимальные требования к разработке, утверждению, мониторингу и периодической оценке образовательных программ
6. Образовательная организация должна иметь процедуры для разработки и утверждения образовательных программ. Содержание разработанных образовательных программ должно соответствовать миссии образовательной организации, образовательным целям, государственным образовательным стандартам, потребностям учащихся (студентов) и других заинтересованных сторон. Квалификация, получаемая в результате освоения образовательной программы, должна быть четко определена и разъяснена заинтересованным сторонам.
7. Образовательная организация должна осуществлять мониторинг и периодическую (раз в год) оценку образовательных программ с привлечением работодателей для гарантии и подтверждения того, что они достигают своей цели и отвечают потребностям учащихся (студентов) и других заинтересованных сторон.
8. Критерии к разработке, утверждению, мониторингу и периодической оценке образовательных программ в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:
1) наличие четко сформулированной, созвучной с миссией образовательной организации и соответствующей требованиям государственных образовательных стандартов образовательной цели образовательной программы;
2) наличие разработанных с участием представителей профессиональных, производственных организаций и организаций сферы услуг, отражающих рынок труда и соответствующих целям образовательной программы и сформулированных в универсальных и профессиональных терминах ожидаемых результатов обучения;
3) наличие четко определенной и соответствующей государственным образовательным стандартам учебной нагрузки по образовательной программе;
4) проведение периодической оценки (раз в год) ожиданий, потребностей и удовлетворенности обучающихся (студентов) и работодателей в целях совершенствования образовательной программы;
5) предоставление образовательной программой мест для прохождения всех предусмотренных учебным планом видов практик (ознакомительной, учебной, производственной, педагогической, преддипломной);
6) осуществление образовательной организацией мониторинга и ежегодной оценки содержания конкретных дисциплин с учетом последних достижений науки и технологий для обеспечения его актуальности;
7) осуществление мониторинга:
- нагрузки, успеваемости и выпуска обучающихся (студентов);
- эффективности процедур их оценивания;
- ожиданий, потребностей и удовлетворенности обучающихся (студентов) и работодателей обучением по образовательной программе;
- образовательной среды и служб поддержки и их соответствия целям образовательной программы;
- трудоустройства выпускников с целью установления адекватности и увеличения эффективности предоставляемых образовательных услуг;
8) определение процессов и ответственных лиц (служб) за проведение мониторинга и периодической оценки;
9) анализ, обсуждение с привлечением заинтересованных сторон результатов мониторинга и периодической оценки и использование его для улучшения организации образовательного процесса;
10) соответствие учебно-методического обеспечения образовательной программы образовательным целям, государственным образовательным стандартам.
9. Образовательная организация высшего профессионального образования, кроме критериев, предусмотренных пунктом 8 настоящих Минимальных требований, использует результаты своих научных исследований в учебном процессе.
4. Минимальные требования к личностно-ориентированному обучению и оценке успеваемости обучающихся (студентов)
10. Образовательная организация должна внедрять процессы личностно-ориентированного обучения в свои образовательные программы. Методы, посредством которых реализуются образовательные программы, должны стимулировать обучающихся (студентов) к активным действиям в совместном построении образовательного процесса.
11. Критерии к личностно-ориентированному обучению и оценке успеваемости обучающихся (студентов) в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:
1) использование регулярной обратной связи с обучающимися (студентами) для оценки и корректировки педагогических методов, образовательных форм и технологий;
2) владение оценивающими лицами (экзаменаторами) методами проверки знаний обучающихся (студентов) и постоянное повышение квалификации в данной области;
3) публикация образовательной организацией на своем сайте критериев и методов оценивания, являющихся адекватными по отношению к тем ожидаемым результатам обучения, которые обучающиеся (студенты) должны достигнуть, а также демонстрирующих уровень достижения обучающимся (студентом) запланированного результата обучения;
4) обеспечение объективности и прозрачности процедуры проведения оценивания, включающая смягчающие обстоятельства и предусматривающая официальную процедуру апелляции результатов оценивания;
5) информирование в полной мере обучающихся (студентов) об используемой процедуре их оценивания, об ожидаемых видах контроля (экзамены, зачеты, защита дипломных работ и др.), о требованиях к обучающимся (студентам), о применяемых критериях оценки их знаний;
6) анализ причин отсева обучающихся (студентов) и принятие мер по повышению их успеваемости и закреплению обучающихся (студентов);
7) наличие разработанных и внедренных процедур реагирования на жалобы обучающихся (студентов).
12. Для образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, кроме критериев, предусмотренных пунктом 11 настоящих Минимальных требований, устанавливаются следующие критерии к личностно-ориентированному обучению и оценке успеваемости обучающихся (студентов):
1) применение образовательной организацией инновационных учебно-методических ресурсов, педагогических методов, форм и технологий с целью повышения качества образования;
2) выявление образовательной организацией потребностей различных групп обучающихся (студентов) и удовлетворение их через дополнительные курсы, факультативы, кружки.
13. Для образовательных организаций высшего профессионального образования, кроме критериев, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящих Минимальных требований, устанавливаются следующие критерии к личностному ориентированному обучению и оценке успеваемости обучающихся (студентов):
1) реализация образовательной организацией образовательных программ, позволяющих учитывать потребности различных групп студентов, предоставлять возможности для формирования индивидуальных траекторий обучения;
2) использование образовательной организацией гибких вариантов предоставления образовательных услуг (включая использование электронного, дистанционного технологий обучения);
3) обеспечение при организации учебного процесса эффективного взаимодействия преподавателей и студентов в области обучения и научных исследований, направленных на развитие динамичной образовательной среды, поддержку индивидуальных достижений студентов;
4) наличие в образовательных программах необходимых видов практик, стажировок, интернатуры и других видов обучения вне стен высшего учебного заведения для приобретения практического опыта, имеющего отношение к обучению студентов.
5. Минимальные требования к приему обучающихся (студентов), признанию результатов образования и выпуску обучающихся (студентов)
14. Образовательная организация должна иметь заранее определенные, опубликованные на своем сайте и последовательно применяемые правила, регулирующие прием обучающихся (студентов), признание результатов образования и выпуск обучающихся (студентов).
15. Критерии к приему обучающихся (студентов), признанию результатов образования и выпуску обучающихся (студентов) в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:
1) использование беспристрастных и объективных методов и процедур отбора и приема обучающихся (студентов), а также исключение необоснованных преград для поступления потенциальных обучающихся (студентов);
2) прозрачное и последовательное применение правил, процесса и критериев приема обучающихся (студентов);
3) получение полной и своевременной информации и консультации обучающимся (студентом) по выбранной образовательной траектории, а также программам академической мобильности и карьерным возможностям;
4) наличие четких процедур и инструментов для сбора, мониторинга и последующих действий на основе информации об академических достижениях обучающихся (студентов);
5) обеспечение образовательной организацией объективного признания квалификаций и периодов обучения предшествующего образования для достижения обучающимся (студентом) ожидаемых результатов обучения и способствования его академической мобильности;
6) обеспечение образовательной организацией обучающихся (студентов), завершивших обучение по образовательной программе и достигших ожидаемых результатов обучения, документом об образовании, подтверждающим полученную квалификацию, включая достигнутые результаты обучения, а также содержание и статус полученного образования и свидетельства его завершения.
6. Минимальные требования к преподавательскому и учебно-вспомогательному составу
16. Образовательная организация должна располагать компетентным персоналом, имеющим профессиональный опыт для работы с обучающимся (студентом). Преподаватели должны обладать полноценными знаниями и пониманием преподаваемого предмета, необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний в рамках учебного процесса, а также для организации обратной связи по поводу качества их преподавания.
17. Критерии к преподавательскому и учебно-вспомогательному составу в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:
1) использование образовательной организацией прозрачных и объективных критериев приема преподавательского и учебно-вспомогательного состава на работу, повышения по службе в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики;
2) соответствие реализуемой образовательной программе и требованиям образовательного процесса состава, квалификаций, образования и опыта преподавательского и учебно-вспомогательного состава;
3) создание образовательной организацией условий для подбора, мотивации и закрепления преподавателей, а также для проведения исследований;
4) работа преподавателей над разработкой и изданием пособий, учебников, соответствующим образовательной программе, государственным образовательным стандартам, потребностям рынка труда и способствующим повышению качества образования;
5) наличие разработанных образовательной организацией и выполняемых реальных планов повышения квалификации преподавательского и учебно-вспомогательного состава;
6) наличие постоянно действующей системы повышения квалификации преподавательского и учебно-вспомогательного состава, содействующей профессиональному развитию и позволяющей быть постоянно информированным о последних изменениях в сфере своей деятельности;
7) создание условий для периодического обучения преподавателей инновационным образовательным методам и технологиям.
18. Образовательная организация высшего и среднего профессионального образования, кроме критериев, предусмотренных пунктом 17 настоящих Минимальных требований, имеет систему поощрения научной деятельности преподавателей для укрепления связи между обучением и научными исследованиями и внедрения инновационных методов преподавания и использования передовых технологий.
7. Минимальные требования к материально-технической базе и информационным ресурсам
19. Образовательная организация должна гарантировать наличие достаточных, доступных и соответствующих образовательным целям материально-технической базы и информационных ресурсов.
20. Критерии к материально-технической базе и информационным ресурсам в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:
1) обеспечение обучающихся (студентов) необходимыми материальными ресурсами (библиотечные фонды, компьютерные классы, учебное оборудование, иные ресурсы), доступных обучающимся (студентам) различных групп, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья;
2) обеспечение образовательной организацией стабильности и достаточности учебных площадей;
3) соответствие помещений учебного заведения санитарно-гигиеническим нормам и правилам и требованиям противопожарной безопасности, а также требованиям охраны труда и техники безопасности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере охраны труда;
4) обеспечение в общежитии (при наличии) условий для учебы, проживания и досуга;
5) обеспечение соответствующих условий для работы в читальных залах и библиотеках;
6) обеспечение соответствующих условий для питания (при наличии столовой или буфета), а также медицинского обслуживания в медпунктах образовательной организации;
7) обеспечение обучающихся (студентов) необходимым для полноценной реализации учебного процесса оборудованием, учебниками, пособиями и другими учебно-методическими материалами, в том числе электронными;
8) обеспечение обучающихся (студентов) соответствующими человеческими ресурсами (кураторы, классные руководители, воспитатели в общежитиях, психологи и т.д.) с целью поддержки и стимулирования обучающихся (студентов) к достижению результатов обучения.
20-1. В условиях режима чрезвычайной ситуации/чрезвычайного положения либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению процедуры аккредитации, допускается принятие Агентством следующих решений:
- о продлении срока действия предыдущей аккредитации не более чем на 6 месяцев;
- о переносе сроков проведения процедуры аккредитации не более чем на 6 месяцев;
- о проведении процедуры аккредитации в режиме онлайн с применением дистанционных технологий в порядке, определяемом Агентством.
(В редакции постановления Правительства КР от 3 июня 2020 года № 289)
21. Образовательная организация высшего профессионального образования кроме критериев, предусмотренных пунктом 20 настоящих Минимальных требований, обеспечивает соответствующие условия для научной деятельности студентов.
8. Минимальные требования к управлению информацией и доведению ее до общественности
22. Образовательная организация должна регулярно публиковать современную, беспристрастную и объективную, количественную и качественную информацию по реализуемой образовательной программе и присваиваемым квалификациям.
Социальная роль образовательной организации должна включать информирование общественности о реализуемой программе и ожидаемых результатах ее выполнения, присваиваемых квалификациях, уровне преподавания, процедурах обучения и оценки и учебных возможностях для обучающихся (студентов). Образовательная организация должна регулярно публиковать на своем сайте объективную информацию о своей деятельности, включая перечень реализуемых образовательных программ, которая должна быть точной, беспристрастной, объективной и доступной.
23. Критерии к управлению информацией и доведению ее до общественности в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:
1) сбор, систематизация, обобщение и хранение образовательной организацией следующей информации для планирования и реализации своей образовательной цели:
- сведения о контингенте обучающихся (студентов);
- данные о посещаемости и успеваемости, достижения обучающихся (студентов) и отсев;
- удовлетворенность обучающихся (студентов), их родителей, выпускников и работодателей реализацией и результатами образовательных программ;
- доступность материальных и информационных ресурсов;
- трудоустройство выпускников;
- результаты научно-исследовательской работы студентов (для высших учебных заведений);
- ключевые показатели эффективности деятельности образовательной организации;
2) участие обучающихся (студентов) и сотрудников образовательной организации в сборе и анализе информации, указанной в подпункте 1 пункта 23 настоящих Минимальных требований, и планировании дальнейших действий;
3) предоставление образовательной организации общественности на постоянной основе информацию о своей деятельности, включая:
- миссию;
- образовательные цели;
- ожидаемые результаты обучения;
- присваиваемую квалификацию;
- формы и средства обучения и преподавания;
- оценочные процедуры;
- проходные баллы и учебные возможности, предоставляемые обучающимся (студентам);
- информацию о возможностях трудоустройства выпускников;
- результаты научно-исследовательской деятельности студентов (для высших учебных заведениях);
4) использование образовательной организацией для предоставления информации общественности своего сайта и средств массовой информации.
24. В образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования, кроме критериев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Минимальных требований, управление образовательной организацией осуществляется с помощью автоматизированной (программной) системы управления. При отсутствии указанной системы образовательная организация среднего и высшего профессионального образования планирует ее разработку или приобретение и запуск в эксплуатацию.
9. Минимальные требования к планированию и управлению финансовыми ресурсами образовательной организации при институциональной аккредитации
(В редакции постановления Правительства КР от 22 января 2020 года № 18)
25. Образовательная организация организует управление финансовыми ресурсами в целях достижения миссии и целей образовательной организации. Имеются механизмы своевременного реагирования на финансовые вызовы и непредвиденные обстоятельства с целью беспрерывного обеспечения качества образования в образовательной организации.
26. Критерии планирования и управления финансовыми ресурсами в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:
1) финансовые ресурсы образовательной организации достаточны для обеспечения качества образовательной организации и поддержки достигнутого уровня. Финансовая стабильность не достигается за счет снижения качества образования;
2) финансовая помощь обучающимся (студентам), преподавательскому и учебно-вспомогательному составу осуществляется в соответствии с ясно сформулированными целями, задачами. Обучающимся (студентам), преподавательскому и учебно-вспомогательному составу предоставляется своевременная и полная информация обо всех финансовых вопросах, связанных с взаимоотношениями между обучающимися (студентами), преподавательским составом и образовательной организацией;
3) образовательная организация при ежегодном и стратегическом финансовом планировании учитывает оказание финансовой помощи обучающимся (студентам), преподавательскому и учебно-вспомогательному составу;
4) образовательная организация использует технологии, гарантирующие эффективность планирования, управления финансовыми средствами. Распределение бюджета образовательной организации строится на оценке и анализе имеющихся материальных ресурсов, текущих и планируемых потребностей;
5) образовательная организация имеет квалифицированный штат финансовых работников, чьи функциональные обязанности четко определены в организационной структуре образовательной организации;
6) образовательная организация гарантирует открытость и прозрачность в управлении финансами, рациональное финансовое управление, обоснованное составление бюджета, внутренние механизмы контроля и оценки рисков;
7) существенная часть финансовых ресурсов образовательной организации направлена на поддержание образовательной, исследовательской деятельности и улучшение инфраструктуры образовательной организации. Образовательная организация планомерно увеличивает свой бюджет, необходимый для развития образовательной организации;
8) образовательная организация имеет внутренние и внешние механизмы оценки своего финансового состояния. Образовательная организация на регулярной основе проходит финансовый аудит;
9) финансовые ресурсы образовательной организации способствуют устойчивому развитию образовательной организации (зарплата, расходы на коммунальные, коммуникационные и другие услуги, расходы на повышение квалификации преподавателей и персонала, расходы на развитие образовательной организации).
(В редакции постановления Правительства КР от 22 января 2020 года № 18)