Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2016 года № 287

О заключении Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях"

В соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях", инициированный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Саляновой А.Ж., Текебаевым О.Ч., Никитенко Н.В., Бакчиевым Д.А., Бекешевым Д.Б., Омурбековой А.С., Масалиевым И.А.

2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр

С.Жээнбеков

 

 

 

 

 

Одобрено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 31 мая 2016 года № 287

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительства Кыргызском Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях"

Правительство Кыргызской Республики в соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях" (далее - проект Закона), инициированный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Саляновой А.Ж., Текебаевым О.Ч., Никитенко Н.В., Бакчиевым Д.А., Бекешевым Д.Б., Омурбековой А.С., Масалиевым И.А., приходит к следующему заключению.

1. Подпунктом 4 статьи 4 представленного законопроекта предлагается предусмотреть принцип обеспечения бесплатной юридической помощи и доступа к правосудию лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении.

В этой связи отмечаем, что статьей 5 Закона Кыргызской Республики "О гарантированной государством юридической помощи" определен круг лиц, которым предоставляется гарантированная государством юридическая помощь, в который не входят лица, сообщившие о коррупционных правонарушениях.

Также необходимо отметить, что в случае, если лица, сообщившие о коррупционных правонарушениях, будут включены в указанный круг лиц, то это повлечет дополнительные финансовые затраты.

Аналогичное замечание по подпункту 4 части 1 статьи 11 и статье 15 проекта Закона.

2. Частью 1 статьи 5 предлагается установить, что информация о лице, сообщившем о факте коррупционного правонарушения, является конфиденциальной и представляется только по запросу суда в порядке, установленном законом. Разглашение этой информации влечет ответственность, установленную законом.

Однако согласно пункту 78 Инструкции по законодательной технике, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2015 года № 5389-V, не допускаются бланкетные ссылки на законодательство в целом (например, "регулируются в соответствии с законодательством").

В этой связи, в целях устранения неясностей в правоприменительной практике, а также исключения коррупционных положений, часть 1 названной статьи предлагаем привести в соответствие с положениями пунктов 77 и 78 обозначенной Инструкции.

Аналогичное замечание по части 3 статьи 5, подпункту 2 части 1 статьи 8 и части 3 статьи 9 законопроекта.

3. Частью 2 статьи 5 предусмотрено, что в случае необходимости уполномоченные органы обеспечивают личную безопасность лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях.

Принимая во внимание, что лица, сообщившие о коррупционных правонарушениях, могут выступать в качестве свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, а также учитывая, что статьей 6 Закона Кыргызской Республики "О защите прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства" предусмотрен исчерпывающий перечень мер безопасности, предлагаем доработать данную статью с учетом вышеизложенного.

4. Согласно подпункту 3 части 2 статьи 6 проекта Закона работники государственных предприятий и организаций, в уставном капитале которых имеется доля государства, относятся к лицам, подлежащим к защите.

В этой связи следует отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики в государственных и муниципальных предприятиях образование уставного капитала не предусмотрено.

Из статьи 105 Гражданского кодекса Кыргызской Республики следует, что установление доли (вклада) учредителей (участников) предполагается лишь в хозяйствующих товариществах и обществах.

С учетом вышеизложенного подпункт 3 части 2 статьи 6 проекта Закона предлагаем изложить в следующей редакции: "работники государственных и муниципальных предприятий, а также хозяйственных товариществ и обществ, в уставном капитале которых имеется государственная или муниципальная доля.".

5. Частью 2 статьи 6 определен исчерпывающий круг лиц, подлежащих защите: государственные и муниципальные служащие, работники организаций, финансируемых из государственного бюджета либо государственных и муниципальных предприятий, а также работники коммерческих организаций, в уставном капитале которых имеется государственная доля.

В то же время Законом Кыргызской Республики "О противодействии коррупции" уже установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы противодействия коррупции, а также основные обязанности государственных и муниципальных служащих об уведомлении о коррупционных правонарушениях, то есть государственные и муниципальные служащие обязаны сообщать о коррупционных правонарушениях без получения какого-либо вознаграждения.

При этом предлагаем учесть, что анализ уголовных дел коррупционной направленности показал, что о преступлениях указанной категории в правоохранительные органы сообщают не только вышеуказанные лица, но и обычные граждане, предприниматели и другие категории лиц, в том числе иностранные граждане.

6. В соответствии со статьей 7 проекта Закона сообщение о коррупционном правонарушении должно содержать информацию о нарушениях, сопряженных с коррупцией или создающих условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Необходимо отметить, что Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности административная ответственность за коррупционные правонарушения в отношении указанных лиц не предусмотрена.

7. Статьей 9 проекта Закона предлагается установить права и обязанности органов прокуратуры и уполномоченных органов как органов, осуществляющих меры защиты лиц, сообщивших о коррупционном правонарушении.

При этом согласно статье 3 законопроекта защиту лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, обеспечивают уполномоченные органы, определяемые Правительством Кыргызской Республики.

На основании изложенного выше отмечаем, что существует противоречие между статьями 3 и 9 законопроекта.

Вместе с тем, в справке-обосновании к проекту Закона не указано, будет ли создаваться новый орган либо функции по обеспечению защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, будут возлагаться на существующий орган. Считаем, что в первом и во втором случаях потребуются дополнительные финансовые средства.

8. Абзацем первым части 1 статьи 10 законопроекта предлагается установить, что лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, выплачивается вознаграждение в денежном выражении в размере 30 процентов от суммы взятки, коммерческого подкупа, незаконно перемещенных денежных средств и других средств, ставших известными в результате сообщения о коррупционном правонарушении.

При этом предлагаем учесть, что лицом, сообщившем о коррупционном правонарушении, может выступать и сам взяткодатель.

В этой связи предлагаем учесть, что согласно части 5 статьи 88 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, в случае, если лицо добровольно заявило о вымогательстве у него взятки и способствовало задержанию взяткополучателя с поличным, то предмет взятки возвращается владельцу по решению суда.

9. Абзацем вторым части 1 статьи 10 определяется, что в случае, если сообщение о коррупционном правонарушении позволило предотвратить причинение ущерба республиканскому или местному бюджету, государственному или муниципальному имуществу, вознаграждение выплачивается в денежном выражении в размере 30 процентов от суммы предотвращенного ущерба, установленного решением суда, Счетной палаты Кыргызской Республики или иного уполномоченного государственного органа.

При этом необходимо отметить, что, поскольку сообщением о коррупционном правонарушении причинение ущерба республиканскому или местному бюджету предотвращено, вознаграждение лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, должно будет производиться из республиканского или местного бюджета, что приведет к нагрузке на государственный бюджет.

В этой связи следует отметить, что в соответствии со статьями 25 и 26 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" справка-обоснование к проекту НПА должна содержать сведения о наличии источников финансирования, а также нормативные правовые акты, реализация которых влечет финансирование из государственного бюджета, не подлежат принятию до определения по ним источника финансирования.

Однако, в справке-обосновании не содержатся сведения о наличии источников финансирования.

Кроме того, между частями 1 и 2 данной статьи имеется внутреннее противоречие, поскольку частью 2 предусмотрено, что размер, основания и порядок выплаты вознаграждения устанавливаются Правительством Кыргызской Республики, тогда как размеры вознаграждений уже предусмотрены частью 1 названной статьи.

10. Согласно статье 11 законопроекта к лицам, сообщившим о коррупционных правонарушениях, обеспечение конфиденциальности сведений применяется на основании его письменного заявления.

Однако в соответствии со статьей 14 проекта Закона сведения о лице, сообщившем о коррупционном правонарушении, являются конфиденциальными с момента принятия к рассмотрению данного сообщения.

11. Частью 1 статьи 16 законопроекта предлагается определить, что надзор за соблюдением прав и свобод лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, осуществляется Генеральным прокурором Кыргызской Республики и подчиненными ему прокурорами.

Однако, согласно статье 104 Конституции Кыргызской Республики прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

12. Применяемые в законопроекте термины "лица, сообщившие о коррупционных правонарушениях", "коррупционные правонарушения" не определены действующим законодательством Кыргызской Республики, и самим законопроектом.

13. Необходимо отметить, что некоторые неконкретные формулировки, содержащиеся в проекте Закона, способствуют появлению коррупционных проявлений в правоприменительной практике, так как данные положения являются обобщенными, носят оценочный характер, и, соответственно, представляют соответствующим субъектам дискреционные полномочия по своему усмотрению толковать ту или иную ситуацию.

В этой связи предлагаемые законопроектом словосочетания, такие, как "в случае необходимости", "незамедлительно" и "и иными нормативными правовыми актами", считаем целесообразным конкретизировать.

14. Вместе с тем необходимо отметить, что согласно статье 24 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" в случаях, если для применения нормативного правового акта необходимо внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, к вносимому проекту нормативного правового акта должны быть приложены проекты нормативных правовых актов с указанными изменениями и дополнениями.

Информация о нормативных правовых актах, подлежащих пересмотру в случае принятия рассматриваемого проекта Закона, не отражена в справке-обосновании к законопроекту.

15. Прилагаемая к проекту Закона справка-обоснование не соответствует требованиям статьи 25 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", поскольку представленная справка-обоснование не содержит:

- анализа нормативной правовой базы, действующей на момент разработки проекта нормативного правового акта, сведения о мониторинге и оценке законодательства, действующего в данной сфере общественных отношений;

- информацию о результатах общественного обсуждения в случае, когда оно должно быть проведено;

- анализа соответствия проекта нормативного правового акта законодательству;

- наличия источников его финансирования.

На основании вышеизложенного Правительство Кыргызской Республики считает целесообразным доработать проект Закона Кыргызской Республики "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях" с учетом изложенных замечаний и предложений.