Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Приложение 1

 

 

Утверждена постановлением

Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2016 года № 518

 

ПРОГРАММА
Правительства Кыргызской Республики "Кайрылман" по оказанию содействия этническим кыргызам, переселяющимся в Кыргызскую Республику, и кайрылманам на 2017-2022 годы

I. Общие положения

Настоящая Программа Правительства Кыргызской Республики "Кайрылман" по оказанию содействия этническим кыргызам, переселяющимся в Кыргызскую Республику, и кайрылманам на 2017-2022 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственных гарантиях этническим кыргызам, переселяющимся в Кыргызскую Республику" и направлена на упорядочение процесса переселения этнических кыргызов в Кыргызскую Республику.

Программа определяет основные меры реализации государственной миграционной политики по созданию условий приема и легализации этнических кыргызов на территории Кыргызской Республики.

Переселившись в Кыргызскую Республику, этнические кыргызы продолжают испытывать сложности, связанные с определением правового статуса и изменением гражданства, не могут получить доступ к государственным гарантиям: устроиться на работу, получить медицинское обслуживание и т.д.

Реализация Программы предполагает упорядочение процесса переселения этнических кыргызов в Кыргызскую Республику, создание условий для упрощенного порядка регистрации, приобретения гражданства и документирования, обеспечение условий их социально-экономической адаптации в местное сообщество.

Добровольное переселение этнических кыргызов в Кыргызскую Республику началось с первых лет обретения независимости Кыргызской Республики. Так, со дня приобретения независимости Кыргызской Республики по сегодняшний день гражданство Кыргызской Республики получили более 43 тысяч этнических кыргызов.

Процесс переселения этнических кыргызов из-за рубежа не прекращается, количество переселившихся имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Вместе с тем, переселение происходит неорганизованно и, зачастую, имеет стихийный характер. В большинстве случаев этнические кыргызы прибывают в Кыргызскую Республику с неразрешенными вопросами о выходе из прежнего гражданства. Нарушая порядок пересечения Государственной границы Кыргызской Республики и постановки на учет, этнические кыргызы автоматически переходят в категорию лиц, пребывающих в Кыргызской Республике с нарушениями установленных правил пребывания на территории республики. Как следствие, многие этнические кыргызы не имеют на территории Кыргызской Республики легального статуса, испытывают сложности в приобретении гражданства Кыргызской Республики и интеграции в местное сообщество.

Согласно Закону Кыргызской Республики "О государственных гарантиях этническим кыргызам, переселяющимся в Кыргызскую Республику", с конца 2010 года уполномоченным государственным органом в сфере миграции присваивается статус кайрылмана и выдается удостоверение кайрылмана. Главным содержанием статуса кайрылмана является предоставление этническим кыргызам временного легального статуса до приобретения гражданства Кыргызской Республики. Это позволяет решить основные задачи по их регистрации и учету, а также гарантирует реализацию права на труд, образование и свободу передвижения, получение дошкольного, школьного, начального, среднего и высшего профессионального образования, выплату пенсий и пособий, получение необходимой медицинской помощи, предоставление адресной помощи и т.д. Так, с 2010 года по август 2016 года около 11 тысяч этнических кыргызов, прибывших на территорию Кыргызской Республики, признаны кайрылманами.

Этнические кыргызы, кайрылманы имеют возможность получить гражданство в упрощенном порядке, в частности, прием их в гражданство Кыргызской Республики осуществляется без предварительного выхода из гражданства другого государства, на основании их письменного обращения о приеме в гражданство Кыргызской Республики, с указанием отказа от гражданства другого государства и без предъявления условия о сроке проживания на территории Кыргызской Республики. Срок предоставления гражданства Кыргызской Республики в упрощенном порядке составляет три месяца согласно законодательству Кыргызской Республики.

С 2010 года по 1 полугодие 2016 года приняты в гражданство Кыргызской Республики 24362 этнических кыргыза.

Программа предусматривает разработку механизмов предоставления государственных гарантий кайрылманам и порядка их пребывания на территории Кыргызской Республики. В частности, внесение дополнений в Положение о порядке предоставления статуса кайрылмана, в части продления срока действия удостоверения кайрылмана, в случае нарушения кайрылманами сроков продления удостоверения. Также, совершенствование порядка подачи документов на приобретение гражданства Кыргызской Республики и рассмотрение возможности установления ответственности за нарушение сроков их подачи.

Остаются актуальными вопросы обеспечения кайрылманов земельными участками под строительство индивидуального жилья, социального обеспечения и занятости этнических кыргызов. Программа предусматривает комплексные меры по региональному расселению, улучшению правового, социально-экономического положения этнических кыргызов, переселяющихся в Кыргызскую Республику, путем предоставления им статуса кайрылмана, обеспечивающего социальные гарантии.

II. Цель и задачи Программы

 Целью Программы является создание благоприятных условий для социально-экономической интеграции этнических кыргызов, переселившихся в Кыргызскую Республику, и кайрылманов в местное сообщество.

Основные задачи Программы:

- защита прав и законных интересов этнических кыргызов, переселившихся в Кыргызскую Республику, и кайрылманов;

- содействие созданию благоприятных условий для приема этнических кыргызов и их интеграции в общество;

- обеспечение социально-экономической поддержки этнических кыргызов, переселившихся в Кыргызскую Республику, и кайрылманов;

- содействие обучению и переобучению этнических кыргызов, кайрылманов с целью равноправной интеграции на рынке труда Кыргызской Республики;

- доступ к услугам органов регистрации населения.

III. Мониторинг и оценка реализации Программы

Эффективность Программы будет определяться путем постоянного мониторинга уполномоченным государственным органом в сфере миграции. Координационным советом по вопросам миграции будет производиться оценка эффективности принятых мер. Конечные результаты будут отслеживаться через сопоставление уполномоченным государственным органом в сфере миграции ожидаемых результатов и индикаторов реализации Программы, и сведений, представленных задействованными министерствами и ведомствами, а также полномочными представителями Правительства Кыргызской Республики в областях и органами местного самоуправления.

IV. Финансирование Программы

Финансирование Программы будет осуществляться в пределах утвержденных бюджетов на соответствующий год государственных органов и органов местного самоуправления, задействованных в реализации Программы, и за счет других источников, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

V. Ожидаемые результаты

Реализация Программы позволит получить следующие результаты:

- своевременную разработку и принятие нормативных правовых актов в сфере иммиграции этнических кыргызов;

- своевременное предоставление статуса кайрылмана, социальных гарантий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- повышение качества защиты прав и интересов этнических кыргызов, переселившихся в Кыргызскую Республику, и кайрылманов;

- повышение качества предоставления информационно-консультационных услуг этническим кыргызам, переселившимся в Кыргызскую Республику, и кайрылманам;

- сокращение безграмотности среди этнических кыргызов, переселившихся в Кыргызскую Республику, и кайрылманов;

- переобучение и переподготовка квалифицированных специалистов кайрылманов для дальнейшего трудоустройства на региональном уровне (содействие занятости);

- предоставление кайрылманам земельных участков в безвозмездное срочное пользование, с последующей передачей в собственность при получении гражданства Кыргызской Республики, для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства;

- адаптация и интеграция в местное сообщество этнических кыргызов, переселившихся в Кыргызскую Республику, и кайрылманов;

- создание системы учета этнических кыргызов, переселившихся в Кыргызскую Республику, и кайрылманов;

- профилактика и избежание общественных конфликтов;

- обеспечение координации деятельности государственных органов по вопросам работы с этническими кыргызами, кайрылманами;

- эффективное распределение функций по обеспечению государственных гарантий между уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления, с учетом региональных возможностей.