Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2017 года № 304

О заключении Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О статусе воспитателя и учителя"

В соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О статусе воспитателя и учителя", инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бокоевым К.С.

2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр

 

С.Жээнбеков

 

 

 

Одобрено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 24 мая 2017 года № 304

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О статусе воспитателя и учителя"

Правительство Кыргызской Республики в соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики "О статусе воспитателя и учителя", инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бокоевым К.С., приходит к следующему заключению.

Данный законопроект разработан в целях определения принципов государственной политики, регулирования правовых, социально-экономических отношений, связанных с деятельностью воспитателя и учителя, и направлен на создание условий, обеспечивающих улучшение правового положения воспитателей и учителей, реализацию гарантий их социальной защищенности.

1. Частью 4 статьи 7 законопроекта предлагается установить, что государство обеспечивает своевременную выплату заработной платы воспитателям, учителям и другим соответствующим работникам государственных образовательных организаций и учреждений из республиканского бюджета в полном объеме в течение всего года.

Однако отмечаем, что в соответствии со статьей 43 Закона Кыргызской Республики "Об образовании" источниками финансирования государственных образовательных организаций являются республиканский и местные бюджеты.

Так, в настоящее время государственные образовательные организации города Бишкек финансируются из местного бюджета. Таким образом, перевод образовательных организаций, финансируемых из местных бюджетов, на финансирование из республиканского бюджета повлечет дополнительную нагрузку на республиканский бюджет.

Кроме того, принимая во внимание статью 7 Закона Кыргызской Республики "Об образовании", отмечаем, что реализация части 1 статьи 16 проекта Закона будет возможна только при наличии соответствующих финансовых средств республиканского бюджета.

В этой связи отмечаем, что согласно статье 80 Конституции Кыргызской Республики проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, могут быть приняты Жогорку Кенешем Кыргызской Республики после определения Правительством Кыргызской Республики источника финансирования.

Вместе с тем, обращаем внимание, что в справке-обосновании к проекту Закона отсутствуют соответствующие финансово-экономические расчеты к вышеуказанным положениям.

2. Частью 3 статьи 7 законопроекта предлагается определить, что уполномоченный государственный орган за счет средств республиканского бюджета может устанавливать надбавки к заработным платам воспитателей и учителей в рамках каждой категории.

Однако отмечаем, что в соответствии со статьей 32 Закона Кыргызской Республики "Об образовании" условия оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных организаций определяются Правительством Кыргызской Республики.

Кроме того, образовательные организации в пределах имеющихся в их распоряжении средств на оплату труда могут самостоятельно устанавливать лицам, ведущим научные исследования и готовящим научно-педагогические кадры, дифференцированные надбавки к заработной плате.

3. Законопроектом предлагается установить, что статус воспитателя и учителя имеют граждане, получившие необходимое профессиональное высшее образование и соответствующую квалификацию, работающие в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования различных типов и форм собственности.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 2 действующего Закона Кыргызской Республики "О статусе учителя" статус учителя имеют граждане Кыргызской Республики или граждане любой другой страны, имеющие необходимое педагогическое образование и соответствующую квалификацию, работающие в дошкольных образовательных, общеобразовательных, внешкольных образовательных, специальных образовательных организациях, организациях дополнительного образования детей и подростков различных типов и форм собственности, выполняющие учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность.

Таким образом, присвоение статуса воспитателя и учителя гражданам, имеющим только профессиональное высшее образование, может создать угрозу массовой безработицы среди учителей и педагогических работников дошкольных образовательных организаций, так как на сегодняшний день в Кыргызской Республике более 10 процентов учителей и педагогических работников дошкольных образовательных организаций имеют среднее специальное образование.

4. Согласно части 7 статьи 3 законопроекта лишение статуса воспитателя и учителя вследствие недостаточной квалификации, аморального поступка, не совместимого с принципами учебно-воспитательной деятельности, производится в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Однако обращаем внимание, что согласно статье 83 Трудового кодекса Кыргызской Республики расторжение трудового договора по инициативе работодателя осуществляется в случае недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, справками о невыполнении норм труда, актами о выпуске брака и другими данными.

В связи с этим необходимо часть 7 статьи 3 законопроекта привести в соответствие с Трудовым кодексом Кыргызской Республики.

Кроме того, обращаем внимание, что на сегодняшний день положений, регламентирующих критерии определения аморального поступка, совершенного воспитателем и учителем, на законодательном уровне не закреплено.

5. Также, согласно статье 3 проекта Закона воспитателем (няня) является лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях дошкольного и внешкольного образования, выполняющее учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность.

Одновременно отмечаем, что согласно части 1 статьи 20 Закона Кыргызской Республики "О дошкольном образовании" педагогические работники дошкольных образовательных организаций по статусу приравниваются к учителям начального образования.

Таким образом, учитывая, что статус воспитателя приравнен к статусу учителя, полагаем нецелесообразным придание воспитателю отдельного статуса.

6. Кыргызская Республика, в соответствии со статьей 16 Конституции Кыргызской Республики, уважает и обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, права и свободы человека.

Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств.

Таким образом, поскольку гарантии запрета дискриминации закреплены в Конституции Кыргызской Республики, предлагаем часть 1 статьи 5, часть 1 статьи 6 и абзац 1 части 11 статьи 7 проекта Закона исключить.

7. Частью 3 статьи 6 законопроекта предлагается определить, что порядок аттестации, инспекции и контроля за деятельностью воспитателя и учителя разрабатывается уполномоченным органом в области образования и науки в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Вместе с тем отмечаем, что в приведенной норме не определено, каким государственным органом будет осуществляться утверждение актов, регламентирующих указанные мероприятия.

8. Также предлагаем исключить часть 2 статьи 9 законопроекта, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Кыргызской Республики "О государственном пенсионном социальном страховании" запрещается включать вопросы государственного пенсионного социального страхования в другие законы.

Аналогичные замечания относительно частей 3-6 статьи 9 проекта Закона, поскольку вопросы, отраженные в указанных частях, являются предметом регулирования Земельного кодекса Кыргызской Республики, Жилищного кодекса Кыргызской Республики и Гражданского кодекса Кыргызской Республики.

9. Статьей 11 законопроекта предлагается установить поощрение воспитателей и учителей в виде наград уполномоченного государственного органа в сфере образования и науки - Почетной грамоты и знака "Отличник образования Кыргызской Республики".

Однако отмечаем, что в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" закон - нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения в соответствующей сфере. В связи с этим предлагаем вопросы награждения ведомственными наградами педагогических работников рассмотреть в рамках локальных актов уполномоченного государственного органа в сфере образования и науки.

10. Согласно части 1 статьи 12 проекта Закона фонды поддержки воспитателей и учителей формируются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 14 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики запрещается создание государственными органами и органами местного самоуправления внебюджетных фондов, за исключением фондов, создаваемых за счет средств добровольных пожертвований.

11. При этом в законопроекте имеют место обобщенные и неконкретные формулировки, такие как "иными", "могут устанавливать" и "предоставляется право", которые способствуют появлению коррупционных проявлений в правоприменительной практике, поскольку предоставляют соответствующему субъекту широкие дискреционные полномочия. Ввиду этого подобные формулировки, предлагаемые законопроектом, следует исключить либо пересмотреть.

12. Одновременно отмечаем, что положения представленного проекта Закона в целом нуждаются в тщательной стилистической и редакционной доработке в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" и Инструкцией по законодательной технике, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2015 года № 5389-V.

На основании вышеизложенного Правительство Кыргызской Республики считает принятие проекта Закона Кыргызской Республики "О статусе воспитателя и учителя" нецелесообразным.