Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛ СИЛУ
в соответствии с Законом КР от 18 июля 2016 года № 121

Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c1026711-a9c4-4c0d-b1b1-2665fbc2a07c\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

от 9 июля 1998 года № 90

О железнодорожном транспорте

(В редакции Закона КР от 25 июля 2002 года №130, 24 июня 2003 года №111,

2  марта 2010 года № 37, 10 октября 2012 года №170)

 

Раздел I
Общие положения

 

Статья 1. Цель и задачи железнодорожного транспорта в экономике и социальной сфере Кыргызской Республики

 

Железнодорожный транспорт является составной частью транспортной системы Кыргызской Республики и призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать при внутреннем и международном железнодорожном сообщениях потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики, национальную безопасность государства, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности. Государство осуществляет регулирование и контроль за деятельностью железнодорожного транспорта, развитием его материально-технической базы и удовлетворяет основные потребности в составе государственных нужд.

Железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, что определяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта.

 

Статья 2. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

железнодорожный транспорт - один из видов транспорта общего пользования, государственное управление которым осуществляет государственный орган исполнительной власти в области транспорта, находящийся в ведении Правительства Кыргызской Республики, представляющий собой единый производственно-технический комплекс с входящими в него предприятиями, учреждениями производственного и социального назначения;

железная дорога - основное государственное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами мирового сообщества и видами транспорта Кыргызской Республики потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав, и осуществляющее по отношению к ним функции вышестоящего органа управления;

устав железной дороги - нормативный правовой акт, утверждаемый Правительством Кыргызской Республики, определяющий права, обязанности и ответственность железной дороги, юридических и физических лиц, в том числе экспедиторских и иных организаций, действующих от их имени, пользующихся услугами железнодорожного транспорта и предприятий других видов транспорта, участвующих в прямом, смешанном сообщении;

рынок транспортных услуг - сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, технического обслуживания, ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками;

производственно-технический комплекс железнодорожного транспорта единая сеть железной дороги, предприятий, осуществляющих ремонт и модернизацию подвижного состава и контейнеров, производство и поставку запасных частей, оборудования и материалов, обеспечение средствами связи, сбор и обработку технологической информации предприятий и учреждений по подготовке кадров в области железнодорожного транспорта и социальной сферы;

обеспечение безопасности движения - деятельность органов железнодорожного транспорта, государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц, направленная на бесперебойное функционирование железнодорожного транспорта и недопущение возникновения аварийных ситуаций в перевозочном процессе, а также на снижение последствий возможных аварий;

полоса отвода - земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами, а также земли, отведенные или зарезервированные государством для будущего развития железнодорожного транспорта;

охранные зоны - земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, а также земли с подвижной почвой (селеопасные, подверженные оползням, обвалам, размывам и т.д., пески), прилегающие к землям железнодорожного транспорта;

перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями и другими подразделениями железной дороги при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа;

железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, грузобагажа и багажа, обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы;

прямое смешанное сообщение - перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по одному транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования;

пассажир - гражданин (физическое лицо), имеющий проездные документы и совершающий поездку в поезде;

груз - объект железнодорожной перевозки (изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы и т.п.), принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики;

багаж - вещи, иные материальные ценности, отправленные пассажиром для личных бытовых целей за отдельную плату в багажном вагоне до станции назначения, указанной в проездном документе пассажира;

грузобагаж - груз, иные материальные ценности, перевозимые в пассажирских и почтово-багажных поездах;

опасные грузы - вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств при наличии определенных факторов могут в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, а также гибели, травмирования, отравления, получения ожогов или заболевания людей, животных или нанести вред окружающей природной среде;

специальные перевозки - отдельный вид перевозок, обеспечивающий транспортирование специальных грузов для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд;

международное железнодорожное сообщение - перевозка пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа между Кыргызской Республикой и иностранными государствами мирового сообщества, включая международное сообщение с государствами-участниками Содружества Независимых Государств;

грузоотправитель - любое лицо, с которым или от имени, или от лица которого заключен договор железной дорогой на перевозку груза, или любое лицо, которое сдает или от лица, или от имени которого груз фактически сдается железной дороге на перевозку;

грузополучатель - лицо, уполномоченное на получение груза;

железнодорожный состав - специальные транспортные средства, которые участвуют в железнодорожном движении как одно целое;

контейнер - транспортное оборудование (съемная клетка, коробка, цистерна или другое подобное приспособление);

линейные подразделения железной дороги - звенья производственной структуры управления основной деятельностью железной дороги (сортировочные, грузовые и пассажирские железнодорожные станции, локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, сигнализации и связи, водоснабжения и энергоснабжения, вокзалы и другие подразделения, обеспечивающие перевозочный процесс).

 

Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики о железнодорожном транспорте

 

Законодательство Кыргызской Республики о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта и обеспечивающих его нормальную работу.

 

Статья 4. Право на перевозку

 

1. Железная дорога обязана осуществить перевозку пассажиров, груза, грузобагажа, багажа и почты, если:

- грузоотправитель соблюдает требования настоящего Закона, положений и правил о перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почты и железнодорожных тарифов;

- перевозка может быть осуществлена посредством обычного персонала и обычных железнодорожных транспортных средств, удовлетворяющих объем потребности в железнодорожных услугах;

- перевозке не препятствуют обстоятельства, которые железная дорога не может предотвратить и не может устранить (военные действия, блокада, эпидемия, стихийные бедствия и т.д.);

- предметы, предоставленные для перевозки, не включены в перечни предметов, не допустимых к перевозке или допустимых к перевозке лишь на определенных условиях, содержащихся в положениях о перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, груза и почты.

2. Клиент имеет право на перевозку по доступным качеству и цене. Право на перевозку включает право на информацию о предоставляемых ему средствах железнодорожного транспорта и условиях их эксплуатации.

3. Железная дорога не обязана принимать грузы, для погрузки, перегрузки и выгрузки которых требуются специальные приспособления, если таковых нет в распоряжении соответствующих организаций, предприятий и учреждений железнодорожного транспорта.

4. Железная дорога обязана принять лишь грузы, перевозка которых может быть осуществлена незамедлительно, а условия временного хранения определяются Правилами о перевозке грузов.

5. Если уполномоченным государственным органом принято решение о прекращении, а также полной или частичной приостановке железнодорожных услуг, непринятии определенных грузов или их принятии на определенных условиях, то о данных мерах немедленно сообщается общественности и железной дороге; последняя сообщает об этом железным дорогам других государств.

6. Грузоотправители, грузополучатели, а также экспедиторские и иные предприятия, действующие от их имени, и пассажиры наряду с железными дорогами должны обеспечивать исполнение принятых на себя обязательств по перевозкам в части выполнения согласованных объемов перевозок, своевременности расчетов, надлежащей подготовки подвижного состава и грузов к транспортировке, обеспечивающей безопасность движения, сохранность грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров, съемных перевозочных приспособлений, а также по аренде подвижного состава, контейнеров, другого имущества и иных положений, предусмотренных настоящим Законом и договорами между грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и железной дорогой.

7. Клиенты, пользующиеся услугами железных дорог, могут заключать с железной дорогой дополнительные договоры, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики, на выполнение работ и услуг, связанных с перевозкой.

8. В случаях, когда перевозка грузов, согласно имеющимся положениям, представляется невозможной, то грузоотправитель или грузополучатель могут договориться с железной дорогой о перевозке грузов на особых условиях.

(В редакции Закона КР от 2 марта 2010 года № 37)

 

Статья 5. Транспортная политика в области перевозок пассажиров и

грузов железнодорожным транспортом

 

1. Общегосударственная политика в области перевозок не исключает гармоничного развития частного и государственного железнодорожного транспорта с учетом их преимущества в плане регионального развития, транспортного строительства, охраны окружающей среды, рационального использования энергии и безопасности. Она учитывает рыночные экономические затраты, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией инфраструктуры, оборудования и подвижного состава, а также социальные затраты в денежном и натуральном выражении, которые несут клиенты и третьи лица.

2. Транспортная политика устанавливает основы справедливой конкуренции между видами транспорта и клиентами, регулируя условия их эксплуатации, содействуя их взаимному сотрудничеству и кооперации, в частности, путем рационального развития смешанных перевозок.

3. Осуществление общей транспортной политики обеспечивается совместно с государством и областными органами на основе децентрализованного, договорного планирования с участием всех заинтересованных лиц. Она представляет возможность для разработки проектов развития транспорта с учетом национальных и местных планов развития территории.

4. Приоритетом является расширение использования общественного пассажирского железнодорожного транспорта.

5. Для реализации этих задач между государством и его территориальными органами и органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта могут быть заключены договоры.

 

Статья 6. О собственности на железнодорожном транспорте

 

Железная дорога, включая линейные подразделения, является собственностью государства.

 

Статья 7. Имущество железнодорожного транспорта

 

1. Имущество предприятий, учреждений и объектов железнодорожного транспорта находится в полном хозяйственном ведении этих предприятий, организаций и учреждений.

2. Управление предприятиями, учреждениями и распоряжение имуществом и объектами железнодорожного транспорта осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Кыргызской Республики, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

3. Железная дорога, а также объекты и иное имущество железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс и осуществление аварийно-восстановительных работ, не подлежат разгосударствлению и приватизации.

Приватизация иных объектов железнодорожного транспорта осуществляется согласно законодательству Кыргызской Республики.

 

Раздел II
Земли и охранные зоны железнодорожного транспорта

 

Статья 8. Земли железнодорожного транспорта

 

1. Землями железнодорожного транспорта являются земли государственного значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также подзащитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железной дороги с учетом перспективы развития.

Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.

2. Порядок охраны и использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется Правительством Кыргызской Республики в соответствии с земельным законодательством Кыргызской Республики и другими нормативными правовыми актами.

Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных сооружений и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Кыргызской Республики.

3. Земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, устанавливаемым органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также санитарным и иным нормам.

(В редакции Закона КР от 2 марта 2010 года № 37)

 

Статья 9. Охранные зоны железнодорожного транспорта

 

В целях обеспечения безопасности населения и нормальной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта (в том числе со стороны промышленных объектов и других видов транспорта), расположенных на землях государственного значения в местах, подверженных оползням, обвалам, селям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные зоны.

Порядок установления охранных зон, их размеры и режим пользования землями, отведенными для этих целей, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

 

Раздел III
Система управления на железнодорожном транспорте, создание и прекращение деятельности предприятий железнодорожного транспорта

 

Статья 10. Управление на железнодорожном транспорте

 

1. Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте производится централизованно и относится к исключительной компетенции государственного органа в области транспорта.

Органы государственной власти Кыргызской Республики и органы местного самоуправления, общественные и иные организации и физические лица не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Регулирование хозяйственной деятельности железной дороги, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, в том числе входящих в его состав и являющихся юридическими лицами, по отношению к которым железная дорога выполняет функции управления в области организации и обеспечения перевозочного процесса, осуществляется государственным органом исполнительной власти в области транспорта в соответствии с его компетенцией.

2. Компетенция государственного органа исполнительной власти в области транспорта, функции, полномочия и ответственность железной дороги, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, в том числе входящих в его состав, определяются настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

3. Контроль за деятельностью предприятий и учреждений железнодорожного транспорта наряду с государственным органом исполнительной власти в области транспорта осуществляют также другие государственные органы исполнительной власти, на которые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики возложены функции по такому контролю.

(В редакции Законов КР от 24 июня 2003 года № 111, 2 марта 2010 года № 37)

 

Статья 11. Создание, реорганизация, ликвидация предприятий

железнодорожного транспорта

 

Создание, реорганизация и ликвидация предприятий железнодорожного транспорта производятся согласно законодательству Кыргызской Республики.

 

Раздел IV
Основы деятельности железнодорожного транспорта в области экономики и финансов

 

Статья 12. Основы организации перевозок пассажиров, грузов,

грузобагажа, багажа и почты на железнодорожном

транспорте

 

1. Перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа и почты железнодорожным транспортом при внутреннем сообщении осуществляются в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам и Правилами перевозки грузов Кыргызской железной дорогой, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики.

2. Перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа железнодорожным транспортом при международном сообщении осуществляются на основании международных договоров Кыргызской Республики.

3. Показатели качества перевозок (сроки доставки, сохранность грузов, грузобагажа, багажа и почты) и обслуживания пассажиров, отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа, обязательные для железной дороги и других предприятий, связанных с их перевозкой и обслуживанием, устанавливаются в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам и Правилами перевозки грузов Кыргызской железной дорогой.

(В редакции Закона КР от 2 марта 2010 года № 37)

 

 

Статья 13. Тарифы на перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа,

багажа и почты по Кыргызской железной дороге

 

1. Тарифы на перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа и почты по Кыргызской железной дороге устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Тарифы на перевозки при международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики.

2. Дополнительные работы и услуги, связанные с перевозкой пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа и почты, оплачиваются отправителями, получателями и пассажирами по ценам, определяемым железной дорогой в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 14. Основы финансово-экономической деятельности

железнодорожного транспорта

 

1. Предприятия и учреждения железнодорожного транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципах государственного регулирования и рыночных отношений.

2. Экономические взаимоотношения между железной дорогой (включая распределение доходов от перевозок, расчеты в связи с несохранностью грузов при перевозке и повреждением технических средств), предприятиями по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, другими предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта, связанными с организацией и обеспечением перевозочного процесса, регулируются исходя из единой технологии работы в порядке, определяемом государственным органом исполнительной власти в области транспорта, а также заключаемыми на его основе договорами между этими предприятиями и учреждениями.

3. Строительство и реконструкция магистральных железнодорожных линий, объектов мобилизационного назначения, приобретение железнодорожного подвижного состава относятся к государственным нуждам, а финансирование осуществляется в установленном порядке из средств республиканского бюджета и из собственных средств железной дороги в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственных закупках товаров, работ и услуг".

Строительство и реконструкция (в том числе электрификация) железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов, тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения региона могут осуществляться за счет средств местных органов исполнительной власти, средств местных бюджетов, средств железной дороги, а также за счет добровольных взносов заинтересованных организаций и физических лиц.

4. Проездные билеты на железнодорожном транспорте продаются пассажирам за полную стоимость, за исключением граждан, которым законами и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики установлены льготы на проезд на железнодорожном транспорте.

При предоставлении отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте компенсация льготного проезда осуществляется за счет средств республиканского бюджета либо местного бюджета в порядке, определенном законодательством Кыргызской Республики. Порядок продажи проездных билетов определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа по железным дорогам.

5. Расчеты отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа с предприятиями железнодорожного транспорта за перевозки, дополнительные сборы за грузовые операции и пользование подвижным составом, а также уплата штрафов и пени осуществляются в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики и заключаемыми на их основе договорами.

Предприятия железнодорожного транспорта имеют право удерживать переданные им для перевозки грузы в обеспечение причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики.

 

Раздел V
Безопасность движения, охрана грузов и объектов железнодорожного транспорта,
 организация работы в особых условиях

 

Статья 15. Организация обеспечения безопасности движения,

эксплуатация транспортных и иных технических средств

 

1. Предприятия железнодорожного транспорта обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, перевозки грузов, грузобагажа и багажа, безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств, в том числе при маневровой работе, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, а также охрану труда железнодорожников и охрану окружающей природной среды.

2. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатация транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, включают:

- правовое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом;

- разработку государственной технической и социальной политики и ее осуществление на основе практических мер по предупреждению нарушений безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом;

- осуществление контроля за выполнением требований законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих правоотношения в области безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом.

3. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатация транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, осуществляются государственным органом в области транспорта.

4. Государственная политика в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

5. На железнодорожном транспорте действуют специальная служба, осуществляющая контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железной дороге. Порядок служебного расследования, классификации и учета нарушений безопасности движения утверждается Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 24 июня 2003 года № 111, 2 марта 2010 года № 37)

 

Статья 16. Основные положения по безопасности движения

 

1. Территории железнодорожных станций, вокзалов и других подразделений железной дороги, связанных с перевозочным процессом, пассажирские платформы и железнодорожные линии, на которых осуществляется движение поездов и производятся маневровые и погрузочно-разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности и при необходимости ограждаются.

Пребывание посторонних лиц в указанных зонах без служебной необходимости запрещается. Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проведения в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

2. Подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, а также услуги, предоставляемые пассажирам, должны соответствовать требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным соответствующими актами.

Проведение работ по подтверждению соответствия на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством о техническом регулировании.

3. Объекты, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и сооружений на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу. Минимальное расстояние от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и сооружений, мест пересечения железнодорожных путей общего пользования трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими сооружениями, а также нормы сооружения и содержания таких объектов в местах пересечения и сближения с железнодорожными путями устанавливаются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Ответственность за соблюдение установленных нормативов при строительстве и эксплуатации газонефтепроводов и других сооружений, пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации указанных сооружений несут их владельцы.

Владельцы указанных сооружений обязаны своевременно информировать администрацию железной дороги о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения, для принятия соответствующих мер.

4. Владельцы опасных и специальных грузов, перевозимых по железной дороге, отправляющие и получающие такие грузы, должны гарантировать безопасность их перевозки, погрузки и выгрузки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случае их возникновения при перевозке этих грузов.

Железная дорога обязана обеспечивать безопасность транспортирования опасных и специальных грузов и в пределах тактико-технических возможностей имеющихся восстановительных средств принимать участие в ликвидации последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.

5. Основные положения по технической эксплуатации железной дороги и порядок действий работников железнодорожного транспорта устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

6. Места пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) определяются правилами технической эксплуатации железных дорог, строительными нормами и правилами.

Порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытие и закрытие устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

7. За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 2 марта 2010 года № 37)

 

Статья 17. Охрана грузов и объектов на железнодорожном транспорте

 

1. Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, охрана объектов железнодорожного транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы, пожарный надзор и ликвидация пожаров на железнодорожном транспорте осуществляются подразделениями военизированной охраны.

Перечень грузов, подлежащих охране и сопровождению указанными подразделениями, утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Порядок охраны и сопровождения таких грузов устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

2. Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта и специальных грузов осуществляется подразделениями внутренних войск и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

3. Охрана и сопровождение отдельных грузов осуществляется грузоотправителями и грузополучателями в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

4. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью на железнодорожном транспорте обеспечиваются органами внутренних дел на транспорте и территориальными подразделениями во взаимодействии с подразделениями военизированной охраны, предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта.

(В редакции Закона КР от 2 марта 2010 года № 37)

 

Статья 18. Организация работы железнодорожного транспорта в особых

обстоятельствах

 

1. Предприятия и учреждения железнодорожного транспорта принимают незамедлительные меры по устранению последствий крушений, аварий, стихийных бедствий (заносы, наводнения, пожары и др.), вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта. Для осуществления этих мер они должны иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется государственным органом исполнительной власти в области транспорта.

2. Органы исполнительной власти Кыргызской Республики и органы местного самоуправления оказывают предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта помощь в ликвидации крушений аварий, стихийных бедствий, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности движения и сохранности грузов, а также в условиях сложной криминогенной обстановки. Порядок компенсации затрат органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, связанных с оказанием помощи в ликвидации крушений, аварий, стихийных бедствий, определяется Правительством Кыргызской Республики.

3. Органы внутренних дел и внутренние войска Министерства внутренних дел Кыргызской Республики в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, обеспечивают правопорядок на железнодорожном транспорте. В необходимых случаях органы внутренних дел на транспорте принимают меры по обеспечению личной безопасности работников железнодорожного транспорта с разъездным характером труда (при исполнении им служебных обязанностей) на участках железной дороги со сложной криминогенной обстановкой.

4. Государственный орган исполнительной власти в области транспорта, железная дорога, другие предприятия и учреждения железнодорожного транспорта входят в государственную систему Кыргызской Республики предупреждения и действий в чрезвычайных обстоятельствах.

5. Если в результате действия непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, возникли препятствия к дальнейшей перевозке груза, грузобагажа и багажа, лишающие предприятия железнодорожного транспорта возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему получателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, грузобагажа и багажа, указанные предприятия в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, по поручению отправителя или получателя грузов, грузобагажа и багажа, а также в случаях неполучения в установленный срок указанного поручения, вправе реализовать или, при невозможности передать грузы, грузобагаж и багаж, возвратить их отправителю. При этом сумма, полученная предприятием железнодорожного транспорта за переданные (реализованные) грузы, грузобагаж и багаж за вычетом сумм, причитающихся этому предприятию, перечисляется получателю, указанному в перевозочных документах, в случае оплаты им стоимости и отправителю - во всех остальных случаях.

6. Передача (реализация) невостребованных и бездокументных грузов, грузобагажа и багажа юридическим и физическим лицам производится в соответствии с Правилами перевозок грузов Кыргызской железной дорогой и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

Раздел VI
Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта

 

 

Статья 19. Трудовые отношения и социальные гарантии работников

железнодорожного транспорта

 

1. Трудовые отношения, в том числе гарантии и компенсации работникам предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, регулируются настоящим Законом, законодательством Кыргызской Республики о труде, а также международными договорами Кыргызской Республики.

2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются государственным органом в области транспорта.

3. Работники, принимаемые на должности, непосредственно связанные с движением поездов, должны иметь соответствующие подготовку и здоровье, необходимые для исполнения должностных обязанностей, пройти профессиональный отбор в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики. Указанные работники, а также лица, подвергающиеся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда, проходят в установленном порядке обязательные медицинские освидетельствования и осмотры.

4. Работники предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, связанные с организацией и обеспечением перевозочного процесса, не могут привлекаться по решениям органов государственной власти для выполнения другой работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

5. Работники предприятий и учреждений железнодорожного транспорта ежегодно пользуются правом на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в пределах Кыргызской железной дороги на условиях, определяемых Правительством Кыргызской Республики. За работниками предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, возникшим не по вине работника, сохраняется право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте и иные льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики для работников железнодорожного транспорта, за счет средств указанных предприятий и учреждений.

6. Работники подразделений военизированной и пожарной охраны Кыргызской железной дороги при исполнении служебных обязанностей имеют гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Условия и оплата труда, вопросы обеспечения личной безопасности, гарантии правовой и социальной защиты работников подразделений военизированной и пожарной охраны, а также гарантии и компенсации, предоставляемые работникам предприятий и учреждений железнодорожного транспорта с разъездным характером труда при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территориях других государств, определяются Правительством Кыргызской Республики и международными договорами Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 24 июня 2003 года № 111, 2 марта 2010 года № 37)

Статья 20. Дисциплина на железнодорожном транспорте

 

1. Дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется законодательством Кыргызской Республики о труде и положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Кыргызской Республики, утвержденным Правительством Кыргызской Республики.

2. Прекращение работы как средство разрешения коллективных трудовых и политических споров (забастовки) на железной дороге не допускается. Указанные случаи прекращения работы являются грубым нарушением трудовой дисциплины и влекут наложение дисциплинарного взыскания.

(В редакции Закона КР от 2 марта 2010 года № 37)

 

 

Раздел VII
Внешнеэкономическая деятельность, взаимоотношения
предприятий железнодорожного транспорта с другими видами транспорта, юридическими и физическими
лицами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта

 

Статья 21. Внешнеэкономическая деятельность железнодорожного

транспорта

 

Организация перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа и почты при международном железнодорожном и прямом смешанном международном сообщениях, развитие международных транспортных связей и внешнеэкономическая деятельность осуществляются государственным органом исполнительной власти в области транспорта в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики.

 

Статья 22. Взаимодействие предприятий железнодорожного транспорта

с другими видами транспорта, юридическими и физическими

лицами, являющимися собственниками объектов

железнодорожного транспорта

 

1. Железнодорожный транспорт при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа в смешанном сообщении взаимодействует с воздушным, автомобильным и другими видами транспорта.

2. Перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа при прямом смешанном сообщении осуществляются в соответствии с применяемыми правилами на железнодорожном транспорте.

3. Перевозки грузов при прямом смешанном сообщении производятся на основании Правил перевозки грузов при прямом смешанном сообщении, а также уставов, кодексов, правил и тарифов, регулирующих перевозки на соответствующем виде транспорта.

4. Перевозки грузов при прямом смешанном международном сообщении производятся на основании соответствующих международных договоров Кыргызской Республики.

5. Правоотношения предприятий железнодорожного транспорта с юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта, а также порядок и условия эксплуатации железнодорожных подъездных путей и обращения принадлежащего им подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования определяются настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и заключаемыми на их основе договорами.

6. Физические и юридические лица, являющиеся собственниками объектов железнодорожного транспорта, сооружающие новые железнодорожные линии для перевозки грузов и пассажиров с выходом на железнодорожные пути общего пользования, а также проектирующие и производящие подвижной состав, осуществляют проектирование и строительство указанных линий и подвижного состава по согласованию с государственным органом исполнительной власти в области транспорта.

Правоотношения предприятий железнодорожного транспорта с указанными юридическими и физическими лицами, имеющими в собственности железнодорожные линии с выходом на железнодорожные пути общего пользования, определяются настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также заключаемыми на их основе договорами.

 

Раздел VIII
Ответственность на железнодорожном транспорте

 

Статья 23. Ответственность предприятий железнодорожного транспорта

 

1. Предприятия железнодорожного транспорта не вправе отказать в перевозке пассажиру и отправителю груза, оплатившим и правильно оформившим проездные документы на проезд и перевозку груза, грузобагажа, багажа и почты, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом, правилами и условиями перевозок, а также международными договорами Кыргызской Республики.

2. Предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозочный процесс, несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или другого лица, пользующегося услугами железнодорожного транспорта, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

3. Ответственность предприятий железнодорожного транспорта за неисполнение, ненадлежащее исполнение или несвоевременное исполнение обязательств по перевозке пассажиров, хранению и перевозке грузов, грузобагажа, багажа и почты при местном сообщении, определяется законодательством Кыргызской Республики, а при международном сообщении - в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики.

Основания освобождения предприятий железнодорожного транспорта от ответственности за неисполнение, ненадлежащее, несвоевременное исполнение обязательств по перевозкам определяются Гражданским кодексом Кыргызской Республики, другими законами и международными договорами Кыргызской Республики.

Предприятия железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Кыргызской Республики несут ответственность за вред, причиненный по их вине окружающей природной среде, и за ненадлежащее содержание земель железнодорожного транспорта.

 

Статья 24. Ответственность отправителей и получателей грузов,

грузобагажа и багажа, других организаций и пассажиров

перед предприятиями железнодорожного транспорта

 

1. Отправители и получатели грузов, грузобагажа и багажа, другие организации, а также пассажиры при пользовании услугами железнодорожного транспорта и нахождении на его предприятиях и объектах обязаны соблюдать требования настоящего Закона, Гражданского кодекса Кыргызской Республики, иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, действующих на железнодорожном транспорте.

2. Юридические лица, являющиеся отправителями и получателями в области перевозок грузов, несут ответственность в виде штрафов в размерах, установленных законодательством Кыргызской Республики.

Ответственность отправителей, получателей и пассажиров за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с перевозкой грузов, грузобагажа и багажа в международном сообщении, определяется в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики.

Основания для освобождения отправителей, получателей и пассажиров от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из перевозки грузов, грузобагажа и багажа, определяются законодательством Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики и заключаемыми на их основе договорами.

3. Должностные лица и граждане за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта, правил охраны порядка и безопасности движения, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил на железнодорожном транспорте, повреждение устройств, транспортных средств и их внутреннего оборудования несут в соответствии с законодательством Кыргызской Республики административную ответственность, если это нарушение по своему характеру не влечет уголовную ответственность.

4. Ущерб, причиненный железнодорожному транспорту в результате умышленного блокирования транспортных коммуникаций и иных незаконных действий, посягающих на его беспрепятственную и безопасную работу, возмещается в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта виновными физическими и юридическими лицами, а также государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в случаях, если в результате их действий (бездействия) не были приняты необходимые меры для предупреждения и пресечения умышленного блокирования транспортных коммуникаций и иных незаконных действий.

 

Статья 25. Порядок предъявления и рассмотрения претензий

 

При неисполнении, ненадлежащем или несвоевременном исполнении обязательств по перевозке пассажиров, хранению и перевозке грузов, грузобагажа и багажа пассажиры, отправители и получатели вправе предъявлять соответствующим предприятиям железнодорожного транспорта претензии в порядке и сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики, а также международными договорами Кыргызской Республики.

 

Раздел IX
Иные вопросы организации и деятельности железнодорожного транспорта

 

Статья 26. Учетно-отчетное время на железнодорожном транспорте

 

В целях обеспечения непрерывного централизованного управления перевозочным процессом на предприятиях и учреждениях железнодорожного транспорта, непосредственно участвующих в перевозках, независимо от их местонахождения на территории Содружества Независимых Государств, Литвы, Латвии и Эстонии устанавливается единое учетно-отчетное время московское.

 

Статья 27. Язык общения, используемый на железнодорожном

транспорте

 

На железнодорожном транспорте, станциях, вокзалах, поездах и других местах обслуживания пассажиров, отправителей грузов, грузобагажа и багажа применяются государственный и официальный языки.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2002 года № 130)

 

Статья 28. Страхование отдельных категорий работников

железнодорожного транспорта, грузов, грузобагажа и

багажа

 

1. Работники железнодорожного транспорта с разъездным характером труда, командированные в районы, в которых введено чрезвычайное положение, или в районы со сложной криминогенной обстановкой, выполняющие контрольно-инспекционные функции в поездах, работники подразделений военизированной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному личному страхованию от несчастных случаев.

2. На железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о страховании наряду с обязательным личным страхованием могут проводиться добровольное личное страхование пассажиров, а также добровольное страхование грузов, грузобагажа и багажа.

 

Статья 29. Мобилизационная подготовка железнодорожного транспорта

 

1. Мобилизационная подготовка железнодорожного транспорта является важнейшей государственной задачей по управлению безопасностью государства и осуществляется в мирное время в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также в целях заблаговременной подготовки для обеспечения потребности Вооруженных Сил Кыргызской Республики, других войск и воинских формирований Кыргызской Республики, неотложных нужд экономики и населения страны в перевозках.

2. Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке железнодорожного транспорта осуществляется в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

3. Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте осуществляется государственным органом исполнительной власти в области транспорта.

4. Ответственность за надлежащее состояние мобилизационной подготовки и гражданской обороны на предприятиях и в учреждениях железнодорожного транспорта несут их руководители.

 

Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 10 октября 2012 года № 170)

 

Статья 31. Международные договоры

 

Если международным договором Кыргызской Республики в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

 

Раздел X
Заключительные положения

 

Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

           Президент

Кыргызской Республики

 

А.Акаев