Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Приложение 5

 

 

 

Утверждена
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 10 августа 2015 года № 564

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров и транспортных средств под таможенные процедуры, и порядке проведения определенных форм таможенного контроля

(В редакции постановления Правительства КР от 12 февраля 2016 года № 65)

1. Общие положения

 

1. Настоящая Инструкция определяет перечень необходимых для таможенных целей документов, представляемых в процессе совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры, а также порядок, правила, требования и условия проведения таких операций при таможенном декларировании и порядок проведения определенных форм таможенного контроля.

2. В настоящей Инструкции термины используются в значениях, определенных Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами Евразийского экономического союза, входящим в право Евразийского экономического союза, и актами органов Евразийского экономического союза, а также Законом Кыргызской Республики "О таможенном регулировании в Кыргызской Республике".

2. Документы и сведения, представляемые в процессе совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры

 

3. Должностное лицо таможенного органа формирует информацию об участнике внешнеэкономической деятельности (далее - декларант).

Информация о декларанте формируется на электронных и бумажных носителях до начала или в момент совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

4. Для формирования информации декларант представляет таможенному органу заявку установленного образца, содержащую сведения о декларанте (приложение). Декларант несет ответственность за достоверность представляемой информации, содержащейся в заявке, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. В случае возникновения изменений в сведениях, указанных в заявке, декларант не позднее 10 рабочих дней представляет таможенному органу заявку с обновленными сведениями. Сведения, указанные в заявке, могут быть подтверждены декларантом предоставлением оригиналов документов.

5. Для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под иные таможенные процедуры, за исключением указанных в пункте 6 настоящей Инструкции, представляются документы, определенные статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

6. Для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру экспорта, декларантом представляются документы с учетом особенностей, установленных пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

7. При таможенном декларировании товаров и транспортных средств, в случае отсутствия документа, подтверждающего совершение внешнеэкономической сделки (договора, контракта), декларантом может представляться один из следующих документов:

- инвойс (счет-фактура);

- документы, подтверждающие совершение биржевой или бартерной сделки, купчая;

- международные соглашения (при необходимости);

- решения государственных органов (при необходимости);

- поручение перевозчику на перемещение товаров и транспортных средств (при необходимости);

- документы, подтверждающие полномочия лиц на право владения, пользования и/или распоряжения товарами;

- дарственная, право наследования, доверенность на право владения или пользования;

- приглашение на участие в выставках-ярмарках (при необходимости);

- письмо лица (донора) о предоставлении гуманитарной помощи (при необходимости);

- документы, подтверждающие право собственности на товары и транспортные средства;

- купля-продажа через электронные виды связи (в отдельных случаях).

8. К товаро-транспортным документам, представляемым для таможенных целей, в зависимости от способа доставки, относятся:

- коносамент - международная накладная при поставке груза морским транспортом;

- международная автомобильная накладная (CMR) - при поставке груза автомобильным транспортом;

- товаро-транспортная накладная (ТТН) - иногда используется при перемещении товара в пределах стран СНГ вместо CMR;

- книжка МДП (TIR CARNET) - применяется при перемещении грузов в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 года);

- авианакладная (аэробил) - при поставке груза авиационным транспортом;

- железнодорожная накладная международная (СМГС) - при поставке груза железнодорожным транспортом;

- багажная ведомость - при поставке груза почтовым багажом (содержит те же сведения, что и другие накладные);

- багажная квитанция - оформляется на груз, перемещаемый посылкой или бандеролью;

- почтовые документы.

9. Документами, подтверждающими происхождение товара, являются сертификат о происхождении товара или декларация происхождения товара:

1) сертификат о происхождении товара по форме СТ-1, удостоверяющий происхождение товара с территории страны вывоза, - выдается уполномоченным органом страны вывоза;

2) сертификат о происхождении товара по форме А - выдается уполномоченным органом страны-экспортера;

3) декларация о происхождении товара - письменное заявление о стране происхождения товара, сделанное в связи с вывозом товара изготовителем, продавцом или экспортером, на любом коммерческом или ином документе, имеющем отношение к товару.

10. Документы, подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных платежей, представляются в одной из следующих форм:

- платежное поручение банка с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке;

- депозитный сертификат, подтверждающий внесение денежных средств на депозитный счет таможенного органа;

- договор о залоге товаров и иного имущества;

- квитанция об уплате таможенных платежей с момента внесения наличных денежных средств в кассу или на счет таможенного органа;

- гарантийное обязательство банка в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики;

- поручительство третьего лица;

- договор страхования;

- акт сверки или иной документ, подтверждающий зачет излишне уплаченных таможенных платежей и налогов;

- межказначейское поручение (МКП).

11. К документам, предъявляемым в случае, когда товары подлежат контролю со стороны других государственных органов (нетарифное регулирование), относятся:

- лицензия, если товар подлежит лицензированию в соответствии с международными договорами Евразийского экономического союза, входящих в право Евразийского экономического союза и актами органов Евразийского экономического союза, а также законодательством Кыргызской Республики в сфере лицензирования;

- разрешения, заключения, решения, выдаваемые государственными и иными уполномоченными органами согласно законодательству Кыргызской Республики;

- сертификаты, выдаваемые государственными и иными уполномоченными органами, или декларации о соответствии, принимаемые изготовителем (поставщиком) согласно законодательству Кыргызской Республики.

12. Документы, предусмотренные статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза и настоящей Инструкцией представляются одновременно с декларацией на товары, за исключением случаев, оговоренных частью 5 статьи 222 Закона Кыргызской Республики "О таможенном регулировании в Кыргызской Республике".

3. Таможенное декларирование

 

13. Таможенное декларирование (далее - декларирование) начинается с подачи документов в отношении товаров и транспортных средств, представленных декларантом на совершение операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Декларирование производится путем заявления таможенному органу по установленной форме (письменной и/или электронной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, выбранной таможенной процедуре, других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем по выбору декларанта.

14. Декларирование осуществляется путем представления в таможенный орган одного из видов деклараций, указанных в статьях 180-182 Таможенного кодекса Таможенного союза.

15. Должностное лицо таможенного органа в обязательном порядке принимает и регистрирует таможенную декларацию и необходимые документы в порядке, установленном Инструкцией о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 262.

В случае, когда документы передаются в электронном виде, фиксируется время их получения и помещения в информационную базу таможенного органа, в определенных полях информационной базы проставляются сведения о должностном лице таможенного органа, принявшем к исполнению документы.

Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок, не превышающий 3 часов с момента регистрации и принятия к исполнению таможенной декларации, при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, а в случае, если декларация на товары зарегистрирована менее чем за 3 часа до окончания времени работы таможенного органа - не позднее 3 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.

Сроки выпуска товаров могут быть продлены в соответствии с пунктом 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза.

(В редакции постановления Правительства КР от 12 февраля 2016 года № 65)

16. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Кыргызской Республике (далее - таможенную территорию Евразийского экономического союза), подается в сроки, установленные статьей 185 Таможенного кодекса Таможенного союза.

17. Таможенная декларация на товары, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, подается до их фактического вывоза.

18. Решение о возможности применения порядка декларирования с применением временной декларации на товары (далее - ВДТ), неполной декларации на товары (далее - НДТ), периодической декларации на товары (далее - ПТД) принимается таможенным органом, в регионе деятельности которого находится отправитель (при вывозе товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза) или получатель товаров (при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза).

19. Для принятия решения таможенным органом на применение порядка декларирования с применением ВДТ, НДТ, ПДТ декларант или лицо, перемещающее товары, подает заявление в таможенный орган. В заявлении должны содержаться следующие сведения:

1) о заявителе (наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, местонахождение согласно учредительным документам, фактические адреса, регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации, код ОКПО, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а в случае, если декларирование товаров будет производиться таможенным представителем, дополнительно указываются номер и дата свидетельства о включения в реестр таможенных представителей, а также номер и дата заключения договора с представляемым лицом;

2) о запрашиваемом порядке декларирования товаров;

3) основные сведения о внешнеторговых договорах и перемещаемых товарах;

4) номера и даты выдачи лицензий, разрешений, сертификатов и иных документов, если товары в соответствии с законодательством Кыргызской Республики подлежат лицензированию и (или) контролю иными уполномоченными органами;

5) о пунктах пропуска на таможенной границе Евразийского экономического союза, через которые будет осуществляться ввоз или вывоз товаров (могут быть указаны ориентировочно, если на момент подачи заявления невозможно точно указать сведения о них).

В заявлении также могут указываться иные сведения, которые могут быть использованы таможенным органом для принятия решения о применении декларирования с применением ВДТ, НДТ, ПДТ.

Одновременно с заявлением в таможенный орган представляются документы, сведения о которых указаны в заявлении.

20. Документы представляются в виде оригиналов и копий, заверенных в соответствии с установленным порядком.

После проведения проверки на соответствие копий документов их оригиналам документы возвращаются заявителю, за исключением тех, которые должны быть представлены таможенному органу в оригинале.

21. Решение таможенного органа по поданному заявлению должно быть принято не позднее следующего дня с даты принятия заявления и представления всех необходимых для принятия решения документов. Об отказе в возможности применения порядка декларирования с применением ВДТ, НДТ, ПДТ таможенный орган уведомляет заявителя в письменной форме.

22. Процедура декларирования с использованием ВДТ применяется при перемещении товаров с использованием трубопроводного транспорта либо по линиям электропередачи.

23. ВДТ представляется декларантом в таможенный орган в течение периода поставки товара. Одновременно с ВДТ представляются документы и сведения, необходимые для совершения операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, и проведения таможенного контроля в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

24. Период вывоза в каждом конкретном случае оговаривается в письменном решении таможенного органа на подачу ВДТ. При этом периодом поставки может считаться месяц, квартал, полугодие.

25. ВДТ заполняется в соответствии с правилами заполнения декларации на товары, действующими в отношении заявляемой таможенной процедуры, с учетом следующих особенностей:

1) в третьем подразделе графы 1 "Тип декларации" указывается буквенный индекс "ВДТ" - "временная декларация";

2) указывается планируемое количество товаров, без указания номеров и дат транспортных документов;

3) другие сведения, зависящие от количества и качества товара и подлежащие заявлению в ВДТ, указываются ориентировочно, с учетом планируемого количества подлежащего поставке товара.

26. Перемещение заявленной партии товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза может производиться только в течение периода, указанного в ВДТ.

27. При соответствии сведений, указанных в представленных документах, должностное лицо таможенного органа отправления в транспортных и товаросопроводительных документах производит запись (или проставляет штамп) "Выпуск разрешен" с указанием номера ВДТ и даты выпуска товаров, которые заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

28. Распределение листов ВДТ осуществляется следующим образом:

1) первый лист остается в таможенном органе, где произведено таможенное декларирование;

2) второй и третий лист передаются декларанту;

3) при этом один лист передается перевозчику и является разрешением на транспортировку товаров.

29. В случае неосуществления фактического вывоза товаров в течение заявленного периода перемещения по ВДТ, декларация должна быть отозвана в соответствии со статьей 192 Таможенного кодекса Таможенного союза. Экземпляр ВДТ, находящийся у декларанта, транспортные и товаросопроводительные документы на такие товары с оттиском таможенных печатей, штампов и записями, произведенными должностными лицами таможенных органов, а также письменные объяснения экспортера (импортера) о причине недоставки, фактическом количестве вывезенного (ввезенного) товара представляются в таможенный орган декларантом до или одновременно с подачей полной декларации на товары.

30. Не позднее 15 дней после вывоза заявленной в ВДТ партии товара или периода вывоза заявленной партии декларант представляет в таможенный орган, производивший таможенное декларирование товара, заявленного в ВДТ, полную декларацию на товары (далее - полная ДТ).

31. Срок окончания вывоза исчисляется со дня оформления приемосдаточного акта либо другого документа на полную партию используемого для определения количества поставленного товара и оформляемого перевозчиком (далее - транспортные документы), или при невывозе всей партии - с момента истечения периода поставки.

32. В случае, если на декларируемую партию составлялось последовательно несколько транспортных документов, срок окончания вывоза исчисляется с даты оформления последнего документа.

33. При подаче полной ДТ обязательно представляются все документы, необходимые для таможенного декларирования.

При этом в графе 40 "Общая декларация/предшествующий документ" полной ДТ указывается справочный номер ВДТ.

34. Соблюдение мер тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров, декларирование которых осуществляется путем подачи ВТД, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, действующим на день принятия таможенным органом указанной ВДТ, включая курс пересчета иностранной валюты в валюту Кыргызской Республики.

35. При аннулировании ВДТ возврат таможенных сборов за совершение действий, связанных с выпуском товара не производится.

36. При декларировании товаров путем подачи ВДТ до представления полной ДТ для контроля используются коммерческие или транспортные документы, представляемые экспортером по мере их получения, а также, по требованию таможенного органа Кыргызской Республики, перевозчиками либо другими лицами, имеющими указанные документы либо располагающими сведениями о количестве и качестве товаров.

37. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести определение количества и качества товаров в присутствии должностных лиц таможенного органа. Документы, подтверждающие количество товаров и их качественный состав, представляются в таможенный орган одновременно с подачей полной ДТ с обязательным заверением личной номерной печатью должностного лица таможни, непосредственно принимавшего участие при определении фактически поставленного количества товаров.

38. При регулярном перемещении через таможенную границу одних и тех же товаров одним и тем же лицом допускается подача одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.

39. ПДТ заполняется в соответствии с правилами заполнения ДТ с учетом следующего: в третьем подразделе графы 1 проставляется запись "ПДТ" (периодическая таможенная декларация).

40. Одновременно с ПДГ в таможенный орган представляются:

1) платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ПДТ;

2) транспортные и товаросопроводительные документы;

3) обязательство о представлении полной ДТ в согласованные с таможенным органом сроки.

41. Должностное лицо таможенного органа проверяет соответствие сведений, указанных в товаросопроводительных документах и ПДТ, результатам досмотра товаров. При соответствии сведений в транспортных и товаросопроводительных документах проставляется штамп "Выпуск разрешен" с указанием надписи "Периодическое декларирование", номера ПДТ и даты выпуска товаров, которые заверяются подписью и личной номерной печатью указанного должностного лица.

42. В случаях перемещения товаров в количестве, превышающем количество, указанное в ПДТ, по заявлению декларанта производится корректировка сведений о количестве ввезенных товаров с уплатой таможенных пошлин, налогов. Корректировка сведений осуществляется в форме подачи ПДТ с указанием сведений о товарах, ранее не заявленных в предыдущей ПДТ.

43. В случаях перемещения товаров в количестве, меньшем указанного в ПДТ, таможенный орган, производивший таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, производится возврат либо зачет излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

44. При неосуществлении ввоза (вывоза) товаров на (с) таможенную(ой) территорию(ии) Евразийского экономического союза декларант вправе отозвать ПДТ.

45. После завершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, второй и третий листы ПДТ возвращаются декларанту.

Декларант должен снять копии с третьего листа ПДТ в количестве, соответствующем количеству предполагаемых отправок товаров, сведения о которых заявлены в ПДТ, каждая копия заверяется декларантом.

46. После погрузки товаров на транспортное средство декларантом в соответствующие графы вносятся сведения о транспортных средствах, номерах транспортных и товаросопроводительных документов, в графе 31 ПДТ дополнительно указывается порядковый номер отправки товаров в виде записи "Отправка № _________". Внесенные изменения заверяются декларантом.

47. Контроль за фактическим вывозом товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза производится таможенным органом, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе Евразийского экономического союза. Вывоз товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза подтверждается на основании транзитной декларации, с указанием фактического количества вывезенных товаров и даты их вывоза, которая заверяется подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

Количество фактически вывезенных с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров и дата их вывоза фиксируются в журнале регистрации.

48. Срок подачи полной ДТ в таможенный орган, в котором производилось таможенное декларирование товаров, не может превышать 15 дней со дня предоставления товаров таможенным органам.

49. Полная ДТ заполняется в соответствии с порядком заполнения ДТ.

50. В таможенной статистике внешней торговли не учитываются ВДТ и ПДТ, учитываются только полные ДТ.

51. В случае невозможности предоставления декларантом документов и сведений, необходимых для заполнения декларации на товары, по причинам, не зависящим от него, разрешается подача НДТ при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров.

52. Декларант принимает обязательство представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который не может превышать 45 дней со дня регистрации НДТ таможенным органом, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.

53. НДТ принимается и регистрируется таможенным органом в соответствии с требованиями при приеме и регистрации ДТ, установленными настоящей Инструкцией.

54. НДТ заполняется в соответствии с правилами заполнения ДГ при декларировании товаров с учетом следующей особенности: в третьем подразделе графы 1 проставляется запись "НДТ" (неполная декларация).

Сведения о транспортных средствах, на которых будут перевозиться товары, могут не указываться, а сведения о стране назначения товаров и их получателе могут указываться ориентировочно, на основании сведений, имеющихся у декларанта на день подачи НДТ.

Одновременно с НДТ в таможенный орган представляются:

1) платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей в отношении товаров, сведения о которых заявлены в НДТ;

2) иные документы, необходимые для таможенных целей, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

55. Должностное лицо таможенного органа проверяет соответствие сведений, указанных в товаросопроводительных документах и НДТ, результатам досмотра товаров. При соответствии сведений в транспортных и товаросопроводительных документах в графе "С" НДТ под № 3 делается запись "Выпущен условно до..." с указанием даты предоставления недостающих сведений, которая заверяется подписью и личной номерной печатью указанного должностного лица.

56. После представления всех недостающих сведений они вносятся в соответствующие графы НДТ, проставляется штамп "Выпуск разрешен" с указанием даты, заверенной подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

57. В таможенной статистике НДТ учитываются.

58. При фактическом неосуществлении вывоза/ввоза товаров поданная НДТ подлежит аннулированию.

59. При совершении таможенных операций, связанных с выпуском транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономичного союза, должностное лицо таможенного органа в графе "С" ДТ прописывает в примечании "правый руль".

60. В отношении перечня товаров, по которым Кыргызская Республика применяет ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, должностное лицо таможенного органа при совершении таможенных операций, связанных с выпуском товара, проставляется штамп "Условный выпуск" с указанием даты, заверенной подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

4. Предварительное декларирование

 

61. Предварительное декларирование товаров производится путем подачи НДТ в порядке и на условиях, установленных статьей 223 Закона Кыргызской Республики "О таможенном регулировании в Кыргызской Республике".

62. Предварительная неполная ДТ подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится получатель товаров, либо в таможенный орган, определенный для декларирования отдельных видов товаров.

5. Взятие проб и образцов

 

63. В ходе процесса таможенного контроля отдельных товаров и в случае необходимости в порядке, определенном настоящей Инструкцией, могут осуществляться взятие проб или образцов товаров и их исследование.

64. Взятие проб или образцов товаров в процессе таможенного контроля может производиться:

- должностным лицом таможенного органа;

- экспертами;

- декларантами и их представителями;

- лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями;

- правообладателями и их представителями.

65. Должностное лицо таможенного органа производит взятие проб или образцов товаров для проведения экспертиз, назначенных при осуществлении таможенного контроля товаров, с целью выявления фактов недостоверного декларирования товаров, обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей, определения принадлежности к товарам, к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

66. При отборе проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа оформляет акт отбора проб или образцов в 2-х экземплярах по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 260. Первый экземпляр акта остается в таможенном органе и хранится вместе с первым экземпляром таможенной декларации и документами к ней либо с делом об административном правонарушении в области таможенного дела, второй - вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, если оно установлено, или его представителю.

67. В необходимых случаях отбор проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.

68. Допускается производить отбор проб или образцов товаров должностным лицом таможенного органа в отсутствие декларанта и его представителей, с участием не менее двух понятых в случаях:

- неявки декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей по истечении 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

- существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства;

- пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

- оставления на таможенной территории Евразийского экономического союза товаров и транспортных средств в нарушение условий таможенной процедуры.

6. Личный таможенный досмотр

 

69. Личный таможенный досмотр (далее - личный досмотр) является исключительной формой таможенного контроля.

Личный досмотр может быть проведен по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего.

Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства. Не могут быть подвергнуты личному досмотру лица, указанные в статье 105 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также лица, обладающие иммунитетом на территории Кыргызской Республики в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года (статьи 29-36 Венской конвенции о дипломатических сношениях).

Личный досмотр может быть проведен при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Евразийского экономического союза либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза либо вывозу с этой территории, или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами Евразийского экономического союза и актами органов Евразийского экономического союза, входящих в право Евразийского экономического союза, а также законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела.

В качестве таковых оснований считаются:

1) сведения, содержащиеся:

- в сообщениях и заявлениях отечественных и иностранных лиц;

- в материалах, поступивших от правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов Кыргызской Республики;

- в информации, поступившей от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;

- в материалах, поступивших от таможенных органов Кыргызской Республики;

2) непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары.

Решение о проведении личного досмотра определенного физического лица, принятое начальником структурного подразделения таможенного органа, в регионе деятельности которого будет проводиться личный досмотр, оформляется письменно путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом. Форма, в которой выражается решение о проведении личного досмотра, избирается начальником структурного подразделения таможенного органа в зависимости от конкретных условий (время суток, удаленность расположения места, в котором должен производиться личный досмотр, отсутствие связи и т.п.) в целях ускорения начала проведения личного досмотра. В решении должно быть указано конкретное должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра.

Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа, назначенным начальником таможенного органа (лицом, его замещающим), при участии понятых, а при необходимости - специалистов, в том числе переводчика и медицинского работника.

При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие, одного пола с досматриваемым лицом.

Вопрос о допуске или привлечении лиц для участия в личном досмотре решается проводящим его должностным лицом. Присутствие при личном досмотре лиц, не участвующих в нем и не имеющих к нему отношения, запрещается.

Лица, участвующие в личном досмотре, должны быть совершеннолетними и одного пола с досматриваемым лицом.

Обследование тела досматриваемого лица осуществляется только медицинским работником.

Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

Ущерб, причиненный имуществу досматриваемого лица неправомерными действиями должностных лиц таможенных органов, проводивших личный досмотр, возмещается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. В случае правомерных действий должностных лиц таможенных органов ущерб возмещению не подлежит.

70. Действия должностных лиц таможенных органов по проведению личного досмотра могут быть обжалованы досматриваемым лицом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

При необоснованной задержке отправления досматриваемого лица, связанной с проведением личного досмотра, должностные лица таможенных органов Кыргызской Республики обязаны принять все необходимые меры, обеспечивающие его отправку.

71. Личный досмотр проводится в три этапа.

Первый (подготовительный) этап начинается с момента объявления физическому лицу решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра. На подготовительном этапе должностное лицо таможенного органа знакомит физическое лицо с решением начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра, лицу разъясняются его права и обязанности в присутствии понятых, а также предлагается добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля. Порядок проведения подготовительного этапа регламентируется настоящей Инструкцией.

На втором этапе - этапе непосредственного личного досмотра - должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о начале непосредственного личного досмотра, происходит досмотр вещей, одежды и тела физического лица, при необходимости их исследование.

На третьем, завершающем этапе личного досмотра происходит документальное оформление личного досмотра - составляется акт личного досмотра по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года № 260.

72. Должностное лицо таможенного органа не может проводить личный досмотр, если:

- является супругом или родственником досматриваемого физического лица;

- имеются иные обстоятельства, позволяющие считать, что оно лично, прямо или косвенно, заинтересовано в определенных результатах личного досмотра.

При наличии обстоятельств, исключающих возможность проведения должностным лицом таможенного органа личного досмотра, начальник таможенного органа или должностное лицо, его замещающее, новым решением поручает проведение личного досмотра другому должностному лицу таможенного органа. На тех же основаниях отвод указанному должностному лицу таможенного органа может быть заявлен досматриваемым лицом, а при личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного лица - законным представителем или сопровождающим его лицом. Заявление об отводе должно быть мотивированным к рассмотрению начальником таможенного органа (лицом, его замещающим). При подаче заявления об отводе производство личного досмотра приостанавливается.

73. Должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра, обязано:

- точно и в срок выполнить решение начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра, ознакомить досматриваемое лицо с его правами и обязанностями и предложить добровольно выдать скрываемые товары;

- разъяснить всем участвующим в личном досмотре лицам их права и обязанности;

- обеспечить строгое соблюдение требований Таможенного кодекса Таможенного союза о проведении личного досмотра и положений настоящей Инструкции;

- составить акт личного досмотра по установленной форме;

- ознакомить досматриваемое лицо с актом личного досмотра.

Должностное лицо таможенного органа, проводящее личный досмотр, пользуется всеми правами, предоставленными ему Таможенным кодексом Таможенного союза, настоящей Инструкцией и Законом Кыргызской Республики "О таможенном регулировании в Кыргызской Республике".

74. В качестве понятых могут быть приглашены любые, не заинтересованные в результатах досмотра граждане Кыргызской Республики (служащие транспортных организаций, пассажиры, сотрудники органов внутренних дел Кыргызской Республики).

Понятые приглашаются в количестве двух человек.

Понятые обязаны присутствовать при совершении всех действий в ходе личного досмотра и удостоверить в акте личного досмотра сведения о факте, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии.

Понятые вправе:

- наблюдать за осмотром предметов, изъятых у досматриваемого лица;

- делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат занесению в акт личного досмотра.

75. Участие медицинского работника.

Медицинский работник, привлекаемый должностным лицом таможенного органа Кыргызской Республики к проведению личного досмотра:

- лично проводит обследование тела досматриваемого лица без причинения вреда его жизни и здоровью;

- дает пояснения по поводу осмотра тела досматриваемого лица.

Медицинский работник вправе:

- знакомиться с актом личного досмотра и делать замечания в части, касающейся обследования тела досматриваемого лица;

- применять при необходимости технические средства (медицинские приборы и оборудование и т.п.), безопасные для жизни и здоровья досматриваемого лица и не причиняющие ему ущерба.

76. Участие иных специалистов.

Привлекаемому специалисту необходимо:

- точно следовать указаниям должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр;

- участвовать в личном досмотре, используя свои специальные знания и навыки для фиксации его хода и результатов, обнаружения и изъятия предметов, скрываемых досматриваемым лицом;

- обращать внимание должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, на возможные места и способы сокрытия товаров и давать рекомендации о способе их обнаружения;

- давать пояснения по поводу выполняемых им действий;

- подписывать акт личного досмотра и, в случае необходимости, другие документы, оформляемые с его участием.

Специалист вправе:

- с разрешения должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, задавать вопросы досматриваемому лицу;

- использовать научно-технические средства и методы для обнаружения и изъятия сокрытых предметов, делать при этом заявления;

- проводить наблюдения, измерения и исследования;

- давать консультации должностному лицу таможенного органа, проводящему личный досмотр, по вопросам, требующим специальных знаний и навыков;

- делать замечания о содержании подписываемых им документов, которые подлежат обязательному занесению в акт.

77. Участие переводчика.

Если досматриваемое лицо не владеет государственным и официальным языками, для участия в личном досмотре привлекается переводчик.

Переводчик участвует в личном досмотре на всех его этапах. Допускается приглашение в качестве переводчика сотрудника таможенного органа.

Переводчику следует выполнять точно и полно порученный ему перевод.

78. Досматриваемое лицо в ходе личного досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, и имеет право:

- требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра;

- ознакомиться со своими правами и обязанностями;

- заявлять отводы;

- давать объяснения, заявлять ходатайства;

- знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления и делать замечания по его содержанию;

- пользоваться родным языком или другим языком, которым оно владеет, если он относится к числу наиболее распространенных, а также услугами переводчика;

- по окончании проведения личного досмотра обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, если считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра.

79. Должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о намерении провести в отношении него личный досмотр и ознакамливает с решением начальника таможни (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра.

Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка в решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.

С момента удостоверения ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра любое, не противоречащее Таможенному кодексу Таможенного союза и настоящей Инструкции распоряжение или требование должностного лица таможенного органа, назначенного проводить личный досмотр, о времени, месте, способе и процедуре его проведения и оформления является обязательным для физического лица, в отношении которого производится личный досмотр. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа, назначенного проводить личный досмотр, является основанием для составления в отношении физического лица протокола о нарушении таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена законодательством Кыргызской Республики. Оказание сопротивления должностному лицу таможенного органа в проведении личного досмотра является основанием для административного задержания физического лица в порядке и на срок, предусмотренный в Кодексе Кыргызской Республики об административной ответственности.

После ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра лицо препровождается в помещение для производства личного досмотра, где в присутствии понятых ему разъясняются его права и обязанности.

В случае заявления физическим лицом мотивированного отвода должностное лицо таможенного органа доводит его до сведения начальника таможенного органа (лица, его замещающего), знакомит лицо с решением, принятым в отношении заявленного отвода.

Лицу предлагается добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля. Выданные товары предъявляются лицам, участвующим в личном досмотре.

В случае, если лицо отказалось добровольно выдать сокрытые товары, либо если после выдачи таких товаров у должностного лица таможенного органа имеются достаточные основания полагать, что физическое лицо продолжает скрывать какие-либо товары от таможенного контроля, должностное лицо таможенного органа переходит к непосредственному личному досмотру лица.

80. В целях обеспечения безопасности лиц, участвующих в досмотре, до начала его проведения необходимо убедиться в отсутствии у досматриваемого лица огнестрельного, газового и холодного оружия, сыпучих и иных веществ и предметов, пригодных для нападения.

Личный досмотр проводится в специально оборудованном для этих целей изолированном помещении таможенного органа, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. В исключительных случаях, личный досмотр может проводиться в изолированном, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям помещении аэропорта, вокзала, транспортного средства (каюте, купе и т.п.), а также в изолированном помещении транспортных организаций, правоохранительных и иных государственных органов Кыргызской Республики.

При сопровождении физического лица в помещение, где будет проводиться личный досмотр, должен быть обеспечен контроль за тем, чтобы указанное лицо во время следования не выбросило либо не уничтожило находящиеся при нем товары, предметы, документы.

Помещение, в котором будет производиться личный досмотр, должно быть предварительно осмотрено должностным лицом таможенного органа в присутствии понятых. Двери в смежные помещения, окна, иллюминаторы должны быть закрыты на запоры, предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения, удалены.

Доступ в помещение, где проводится личный досмотр, посторонних лиц и возможность наблюдения ими за проведением личного досмотра должны быть исключены.

Запрещается проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении.

В распоряжении должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, должны быть необходимые инструменты, приборы и досмотровые технические средства для детального исследования одежды, обуви и других предметов, имеющихся у досматриваемого лица.

81. В ходе личного досмотра:

1) осматриваются все мелкие предметы, имеющиеся у досматриваемого лица (трость, зонт, портмоне, зажигалка, авторучка, портсигар и т.п.);

2) осматривается верхняя одежда, обувь и головной убор, последовательно снятые с досматриваемого лица;

3) ощупывается поверх нательного белья все тело досматриваемого лица сверху вниз;

4) осматривается нательное белье, снятое с досматриваемого лица, последовательно сверху вниз;

5) обследуется тело досматриваемого лица (осматривают волосы, кисти рук, ступни ног и т.д.).

В ходе личного досмотра необходимо вести постоянное наблюдение за поведением досматриваемого лица, учитывать промежуточные результаты личного досмотра, обращая особое внимание на следы ремонта одежды, обуви и предметов, имеющихся у досматриваемого лица, наличие повязок и бинтов на его теле, а также учитывать характерные способы сокрытия тех или иных предметов, незаконно перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза.

При осмотре одежды и обуви особое внимание следует обращать на предметы кустарного производства, ортопедическую обувь, головной убор, а также на швы, заплаты, манжеты, плечики, подкладку одежды, пояса, голенища, стельки, каблуки обуви.

Лица, участвующие в личном досмотре, обязаны бережно и аккуратно обращаться с имуществом досматриваемого лица. Необходимое вскрытие или разрушение отдельных предметов следует производить только в требуемой степени.

В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо таможенного органа вправе ограничиться их изъятием, если у него нет достаточных оснований полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо товары. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра.

Выданные добровольно или обнаруженные при личном досмотре товары предъявляют лицам, участвующим в личном досмотре, для обозрения и складывают вне пределов досягаемости для досматриваемого лица.

По окончании личного досмотра должностное лицо таможенного органа, проводившее его, обязано внимательно осмотреть помещение, в котором проводился личный досмотр.

При обнаружении предметов, которых не было в помещении до начала личного досмотра, должностное лицо таможенного органа должно принять меры для установления их принадлежности.

Лицам, участвовавшим в личном досмотре, запрещается разглашать интимные и физические особенности досматриваемого лица, ставшие известными при личном досмотре, результаты досмотра.

82. По завершении личного досмотра должностное лицо таможенного органа составляет акт по установленной форме. Копию акта вручают под расписку досматриваемому лицу.

Акт личного досмотра подписывают:

- должностное лицо таможенного органа, проводившее личный досмотр;

- понятые;

- иные лица, привлекавшиеся к проведению личного досмотра в соответствии с настоящей Инструкцией;

- физическое лицо, в отношении которого проводился личный досмотр.

В случае отказа лица, в отношении которого проводился личный досмотр, от подписи акта личного досмотра, в акте об этом делают соответствующую запись, заверяемую подписями понятых.

К акту личного досмотра приобщают:

- предметы, добровольно выданные досматриваемым лицом;

- предметы, обнаруженные и изъятые в ходе личного досмотра;

- фотографические снимки и негативы, киноленты, аудио- и видеозаписи, выполненные в ходе личного досмотра;

- объяснения и заявления (на отдельных листах) досматриваемого лица, медицинского работника, специалиста, понятых;

- документально зафиксированные результаты наблюдений, измерений и исследований, а также применения лекарственных средств.

Предметы, добровольно выданные досматриваемым лицом, обнаруженные и изъятые у него в ходе личного досмотра, видео-, аудио-, фото-, кинопленку и другие вещественные доказательства упаковывают в отдельные пакеты и опечатывают. Пакеты должны содержать необходимые пояснения и должны быть заверены подписями понятых и должностного лица таможенного органа, проводившего личный досмотр.

 

 

 

Приложение
к Инструкции о порядке совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров и транспортных средств под таможенные процедуры, и порядке проведения определенных форм таможенного контроля

 

______________________________________________________
Наименование таможенного органа

 

ЗАЯВКА
на формирование сведений об участнике внешнеэкономической деятельности для юридических лиц

 

Наименование _______________________________________________________________

Документ, определяющий юридический статус лица ______________________________

____________________________________________________________________________(*)

Сведения о государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики

____________________________________________________________________________(*)

(№ свидетельства, дата)

Идентификационный налоговый номер налогоплательщика _______________________(*)

Реквизиты ________________________________ тел. _______________________________

Сведения, подтверждающие правоспособность по осуществлению деятельности на

территории Кыргызской Республики _____________________________________________

___________________________________________________________________________(**)

 

(*) - к Заявке прикладываются заверенные копии документов, содержащих сведения;

(**) - заполняются представителем филиала либо представительства иностранного юридического лица.

 

Достоверность сведений подтверждаю

____________________________________________

М.П.

(ФИО руководителя, подпись)