Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: C:\Users\user\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\174a4c6d-37a9-4f12-8b5d-f58d07e808ce\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2016 года № 143

О заключении Правительства Кыргызской Республики на проект Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях

В соответствии со статьей 80 Конституции Кыргызской Республики и статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проект Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях, инициированный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Тумановым Т.Т. и Скрипкиной Г.А.

2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр

Т.А. Сариев

 

 

 

 

Одобрено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 24 марта 2016 года № 143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительства Кыргызской Республики на проект Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях

 

В соответствии со статьей 80 Конституции Кыргызской Республики и статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики, рассмотрев проект Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях, инициированный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Тумановым Т.Т. и Скрипкиной Г.А., приходит к следующему заключению.

В проекте Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях (далее - проект) предлагаем учесть следующее.

1. Редакцию части 2 статьи 1 проекта предлагаем привести в соответствие со статьей 6 Конституции Кыргызской Республики, согласно которой вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

2. В контексте статей 2 и 14 рассматриваемого проекта недостаточно ясно использование термина "порядок публичного управления". Ввиду чего предлагаем пересмотреть редакции вышеуказанных статей проекта.

3. По части 4 статьи 3 проекта отмечаем, что порядок разрешения коллизий между нормативными правовыми актами определен в статье 32 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики".

4. Учитывая, что международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, иммунитеты могут быть установлены, в том числе для работников консульских учреждений, представительств международных организаций, аккредитованных в Кыргызской Республике, предлагаем доработать часть 2 статьи 5 проекта.

5. Частью 3 статьи 28 проекта предусматривается, что дополнительные правовые последствия нарушения, предусмотренные в части 2 указанной статьи проекта, могут быть применены и в случаях, когда они не предусмотрены в санкции статьи Особенной части проекта.

По нашему мнению, данная редакция носит расплывчатый характер и предоставляет возможность широкой трактовки, что соответственно, может повлечь возникновение коррупциогенных рисков, поскольку дает право субъекту, применяющему обозначенную норму, по своему усмотрению, не руководствуясь четкими, законодательно закрепленными критериями применять дополнительные правовые последствия нарушения. Ввиду чего предлагаем доработать часть 3 статьи 28 проекта.

Такое же предложение по части 3 статьи 32 и части 3 статьи 33 проекта, так как данные положения предоставляют уполномоченному органу дискреционные полномочия по признанию, по своему усмотрению, смягчающими иные обстоятельства, не указанные в проекте, а также по непризнанию соответствующих обстоятельств, указанных в части 1 статьи 33 проекта, отягчающими.

В связи с чем предлагаем предусмотреть в проекте исчерпывающие перечни соответствующих обстоятельств.

Аналогичные предложения по статье 26 (слова "вредных последствий"), части 3 статьи 32 (слова "иные обстоятельства"), статье 71 (без согласования с соответствующими службами), статье 72 (слова "нормального"), статье 79 (слова "оскорбляющим человеческое достоинство, общественную нравственность"), части 3 статьи 126 (слова "установленным порядком"), статье 202 (слова "установленной квоты"), части 1 статьи 219 (слова "установленного порядка"), части 1 статьи 228 (слова "установленных правил"), статье 229 (слова "установленного порядка"), статье 234 (слова "установленных правил"), статье 236 (слова "установленные сроки"), части 2 статьи 238 (слова "установленном порядке"), статье 244 (слова "установленных требований"), статье 245 (слова "установленных требований и условий"), части 1 статьи 249 (слова "установленные сроки"), пункту "а" части 1 статьи 253 (слова "установленного времени"), пункту 1 части 1 статьи 293 (слова "достаточных данных"), пунктам 4, 5 части 1 статьи 308 (слова "установленном порядке", "другой форме"), части 3 статьи 311 (слова "надлежащем извещении"), части 2 статьи 312 (слова "в случае необходимости").

6. Статьей 30 проекта предлагается установить дополнительное правовое последствие нарушения в виду изъятия имущества. Так, предусматривается право уполномоченного органа на изъятие имущества (предметы и другие вещи), которые были: средством (орудием) совершения нарушения; предметом нарушения, связанного с незаконным обращением, и получены в результате совершения нарушения.

В связи с чем обращаем внимание на то, что, согласно статье 12 Конституции Кыргызской Республики, изъятие имущества помимо воли собственника допускается только по решению суда. Принудительное изъятие имущества без решения суда допускается в случаях, предусмотренных законом, в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. При этом, законность такого изъятия подлежит обязательному рассмотрению судом.

В связи с чем отмечаем, что в части 3 данной статьи не предусмотрен механизм реализации в части конфискации имущества в судебном порядке.

7. Частью 2 статьи 33 проекта предусматривается отнести к обстоятельствам, отягчающим взыскание физических лиц, совершение нарушения лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических или других одурманивающих средств.

При этом, проектами Уголовного кодекса Кыргызской Республики и Кодекса Кыргызской Республики о проступках предусматривается, что обстоятельством, отягчающим наказание, является, в том числе, совершение преступления (проступка) в состоянии опьянения. Кроме того, определяется, что суд вправе, в зависимости от характера (преступления) проступка, не признать это обстоятельство отягчающим наказание.

В связи с чем, в целях единообразного подхода к вышеуказанному обстоятельству, видится целесообразным пересмотреть его с учетом положений вышеназванных проектов кодексов.

8. Следует отметить, что в соответствии со статьей 12 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" единую систему избирательных комиссий Кыргызской Республики образуют Центральная избирательная комиссия, территориальные избирательные комиссии, а также участковые избирательные комиссии.

Ввиду чего предлагаем в примечании к главе 10 проекта уточнить, какими именно избирательными комиссиями рассматриваются дела о нарушениях, предусмотренные соответствующими статьями проекта.

9. В статье 41 проекта предлагаем уточнить о нарушении прав кандидата в депутаты какого органа идет речь в данном случае.

Кроме того, учитывая, что согласно статье 6 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", систему органов местного самоуправления образуют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, предлагаем также уточнить о нарушении прав главы какого органа местного самоуправления идет речь в данной статье.

10. В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики "Об организационных мерах в связи с реформой органов исполнительной власти Кыргызской Республики" от 10 февраля 2012 года № 87 функции Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики по контролю и надзору за пожарной и радиационной безопасностью переданы Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики.

В связи с чем предлагаем в примечаниях к главам 11 и 15 указания на органы противопожарной службы заменить указаниями на органы в сфере контроля и надзора за пожарной безопасностью.

Кроме того, учитывая, что вышеуказанным постановлением Правительства функции по контролю и надзору в сфере архитектуры и строительства, за исключением функций по выдаче разрешений на производство строительно-монтажных работ, переданы Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики, предлагаем внести уточняющие поправки в примечание главы 16 проекта.

11. В примечании к главе 12 проекта предлагается установить, что дела о нарушениях, предусмотренных статьями 57-59 Кодекса рассматриваются уполномоченным органом в сфере контроля наркотиков.

В связи с чем обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 8 Закона Кыргызской Республики "Об органах внутренних дел" органы внутренних дел (сотрудники) в пределах свой компетенции обязаны, в том числе, контролировать соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки взрывчатых, сильнодействующих химических, ядовитых, наркотикосодержащих и других веществ.

В этой связи следует отметить, что согласно статье 24 Закона "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", если для применения нормативного правового акта необходимо внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, к вносимому проекту нормативного правового акта должны быть приложены проекты нормативных правовых актов с указанными изменениями и дополнениями.

В порядке информации сообщаем, что в соответствии со статьей 511 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности дела об административных правонарушениях в сфере незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки или пересылки наркотических средств либо психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах (ст.92-1) рассматриваются органами внутренних дел.

12. В примечании к главе 13 проекта предлагается установить, что дела о нарушениях, предусмотренных статьями 61-64 Кодекса, рассматриваются уполномоченным органом в сфере интеллектуальной собственности.

В этой связи отмечаем, что в соответствии со статьей 8 Закона Кыргызской Республики "Об охране и использовании историко-культурного наследия" государственным органом Кыргызской Республики по охране и использованию историко-культурного наследия является центральный орган государственного управления культурой.

В порядке информации сообщаем, что в соответствии со статьями 508 и 556-1 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности дела об административных правонарушениях, посягающих на историко-культурное наследие (ст.1171-1175), рассматриваются судьями районных, городских судов, а протоколы об административных правонарушениях вправе составлять уполномоченные на то должностные лица уполномоченного органа в области культуры.

13. Статьей 62 проекта предлагается установить ответственность за проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа по охране объектов историко-культурного наследия, в случаях, если такое разрешение обязательно.

В этой связи необходимо отметить, что Законом Кыргызской Республики "О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике" предусматривается исчерпывающий перечень разрешений, в который вышеуказанный вид разрешений не входит.

Аналогичные замечания по статьям 63, 127, 208, 241 проекта.

Более того, по нашему мнению, предлагаемая редакция статьи 62 проекта имеет внутренние разночтения (устанавливается ответственность за проведение соответствующих работ без разрешения, если такое разрешение обязательно).

В целом, относительно нарушений лицензионных требований (ст. 54, 92, 93, 103) необходимо отметить, что лицензирование является особой формой регулирования отдельных отношений, в рамках которого допускается применение таких мер воздействия, как отказ в выдаче лицензии, предупреждение о недопустимости нарушения лицензионных требований, штраф, приостановление действия лицензии на определенный срок, отзыв (аннулирование) лицензии.

В связи с чем предлагаем рассмотреть вопрос о целесообразности включения в данный проект вопросов, связанных с привлечением к ответственности за нарушения лицензионных требований.

14. В примечании к главе 14 проекта предлагается определить, что дела о нарушениях, предусмотренных статьей 73 Кодекса, рассматриваются административными комиссиями, а дела, предусмотренные статьей 78, рассматриваются органами транспорта.

В связи с чем предлагаем уточнить о каких административных комиссиях и органах транспорта идет речь. Аналогичное предложение по примечаниям к главам 20 и 35 проекта.

В порядке информации сообщаем, что в соответствии со статьями 509 и 511 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности соответствующие дела об административных правонарушениях рассматриваются административными комиссиями государственных администраций и органов местного самоуправления и органами автомобильного и водного транспорта, электротранспорта и дорожного хозяйства.

15. Большинство нарушений, предусматриваемых главой 14 проекта (ст. 65-67, 70-75), вытекают из Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности, которым определены органы, уполномоченные рассматривать дела о нарушениях.

К примеру, по таким нарушениям как:

- нарушение правил санитарного содержания мест общего пользования многоквартирных жилых домов - органами, уполномоченными рассматривать дела о нарушениях, являются административные комиссии государственных администраций и органов местного самоуправления, органы здравоохранения, органы местного самоуправления (комиссии);

- выброс, сжигание бытового мусора и предметов в неустановленных местах - органами, уполномоченными рассматривать дела о нарушениях, являются административные комиссии государственных администраций и органов местного самоуправления, органы местного самоуправления (комиссии), уполномоченный государственный орган в области надзора и контроля за экологической и технической безопасностью.

В связи с чем предлагается предусмотреть в справке-обосновании аргументы в пользу определения тех или иных органов, уполномоченных рассматривать дела о нарушениях, предусмотренных главой 14 проекта.

Аналогичная ситуация с нарушениями, связанными с приемом на работу без паспорта или регистрации и незаконным изъятием паспорта, рассмотрение дел о которых предлагается возложить на органы внутренних дел (ст. 86, 87), тогда как в Кодексе Кыргызской Республики об административной ответственности рассмотрение данных дел входит в компетенцию административных комиссий государственных администраций и органов местного самоуправления.

Вместе с тем, по нашему мнению, нарушение, предусмотренное статьей 78 проекта, поглощается статьей 70 проекта.

16. Положения статей 82 и 84 проекта, в части нарушения правил хранения огнестрельного оружия, по нашему мнению, дублируют друг друга.

Аналогичное замечание по редакциям статей 92 и 93 проекта (нарушение правил (порядка) проектирования и строительства), а также статей 95 и 96 проекта (нарушение правил использования воздушного пространства), части 3 статьи 238 и части 4 статьи 240 проекта (недоставление товара или транспортного средства в указанное место).

17. Пункт 1 части 1 статьи 90 предлагаем изложить в следующей редакции: "1) осуществление религиозной деятельности без государственной учетной регистрации в качестве религиозной организации;".

18. Статьей 91 проекта предусматривается ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Принимая во внимание необходимость соизмерения степени и тяжести нарушений в сфере пожарной безопасности, предлагаем нарушение, предусмотренное вышеуказанной статьей, выделить в несколько статей.

Так, статью 91 проекта предлагаем изложить в следующей редакции:

"Статья 91. Нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности при эксплуатации, проектировании, строительстве, реконструкции, перепрофилировании

Нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности при эксплуатации, проектировании, строительстве, реконструкции, перепрофилировании, -

влечет наложение штрафа 4 категории.".

При этом, главу 15 проекта также предлагаем дополнить следующими статьями:

"Статья __. Эксплуатация нестандартных электрических приборов

Эксплуатация нестандартных электрических приборов, -

влечет наложение штрафа 1 категории.

Статья __. Нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества

Нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества, -

влечет наложение штрафа 3 категории.".

19. В целях обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья равными со всеми другими гражданами Кыргызской Республики возможностями в реализации прав и свобод и устранения ограничений в их жизнедеятельности предлагаем предусмотреть в главе 16 проекта ответственность за нарушение требований к проектированию и строительству объектов с учетом оборудования их средствами приспособления для доступа и использования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в главе 19 проекта предлагается предусмотреть ответственность за нарушение требований к оборудованию автотранспортных средств специальными приспособлениями, позволяющими лицам с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственно пользоваться услугами транспортного обслуживания.

20. Статьей 99 проекта предлагается установить, что нарушение или неисполнение требований Закона Кыргызской Республики "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами" влечет наложение штрафа 2 категории.

Ввиду чего, учитывая, что наименования нормативных правовых актов нередко претерпевают изменения, предлагаем предусмотреть в данной статье ссылку с указанием на сферу регулируемых законом общественных отношений. Аналогичное замечание по статьям 128, 132, 155 проекта.

21. В статье 119 проекта слова "соответствующими органами" предлагаем заменить словами "в установленном порядке".

22. В целях уточнения положений предлагаем в статье 143 слова "требований государственной" заменить словами "требований по проведению государственной".

23. Принимая во внимание, что в законах Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении" и "Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике" предусмотрено понятие "санитарно-эпидемиологическое благополучие населения" в главе 22 проекта предлагается внести следующее:

- в названии главы слова "санитарно-эпидемиологической безопасности" заменить словами "санитарно-эпидемиологического благополучия населения";

- в части 1 примечания слова "в сфере здравоохранения" заменить словами "в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения".

Кроме того, принимая во внимание, что согласно Закону Кыргызской Республики "Об основах технического регулирования к Кыргызской Республике", обязательные для применения и исполнения требования к продукции и/или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, а также формы и процедуры оценки их соответствия установленным обязательным требованиям установлены в технических регламентах, а также в целях полноценного охвата законодательства в сфере общественного здравоохранения предлагаем:

- название и часть 1 статьи 148 предлагаем изложить в следующей редакции:

"Статья 148. Нарушение требований технических регламентов, санитарных правил, гигиенических нормативов и иных нормативных правовых актов в области общественного здравоохранения

1. Нарушение требований технических регламентов, санитарных правил, гигиенических нормативов и иных нормативных правовых актов в области общественного здравоохранения, -

влечет наложение штрафа 1 категории.";

- часть 4 статьи 148 изложить в следующей редакции:

"4. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, при производстве, обращении либо реализации продуктов питания и продовольственного сырья, -

влечет наложение штрафа 2 категории с приостановлением определенного вида деятельности до устранения нарушений либо без такового.";

- вышеуказанную статью проекта предлагаем дополнить частями 5-8 следующего содержания:

"5. То же действие, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в течение года повторно после применения мер взыскания, -

влечет наложение штрафа 4 категории с приостановлением определенного вида деятельности до устранения нарушений либо без такового.

6. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, при производстве, обращении либо реализации обогащенных продуктов питания (муки, соль), -

влечет наложение штрафа 4 категории с приостановлением определенного вида деятельности до устранения нарушений либо без такового.

7. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, при производстве, эксплуатации, хранении, утилизации (обезвреживании) радиоактивных источников и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, а также при ликвидации радиационных аварий или их последствий, -

влечет наложение штрафа 3 категории.

8. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, при производстве, эксплуатации, хранении, утилизации химических веществ либо материалов, ядовитых веществ, продуктов биотехнологий или других биологических агентов, -

влечет наложение штрафа 4 категории.".

Кроме того, учитывая, что, согласно статье 11 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", названия нормативного правового акта и его структурных элементов должны отражать их основное содержание, предлагаем название статьи 149 проекта изложить в следующей редакции: "Нарушение требований технических регламентов, санитарных правил, гигиенических нормативов и иных нормативных правовых актов при обращении химических веществ и материалов".

При этом, редакцию указанной статьи предлагаем изложить в следующей редакции: "Нарушение требований технических регламентов, санитарных правил, гигиенических нормативов и иных нормативных правовых актов при производстве, обращении, хранении, уничтожении или утилизации химических веществ либо материалов, ядовитых веществ, продуктов биотехнологий или других биологических агентов, -

влечет наложение штрафа 4 категории.".

24. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 2 Закона Кыргызской Республики "О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике" действие данного Закона не распространяется на систему оценки квалификации и профессиональных навыков, вследствие чего сертификат не может являться разрешительным документом.

В этой связи в статьях 199 и 200 проекта Кодекса слово "сертификат" предлагается исключить.

25. В статьях 205, 208 и 231 проекта предусматривается ответственность за нарушение в области рекламы: ложную рекламу банковских услуг, рекламу с использованием национальной валюты и недобросовестную рекламу ценных бумаг.

При этом, указанные нормы проекта не отражают всю сферу ответственности за нарушение законодательства Кыргызской Республики о рекламе, где установлено, что физические и юридические лица (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Кыргызской Республики о рекламе несут административную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В действующем Кодексе Кыргызской Республики об административной ответственности статьями 315-319 закреплена ответственность за нарушение законодательства о рекламе, распространение рекламы в городских, сельских населенных пунктах, рекламы медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, продажу товаров, оказание услуг, не соответствующих рекламе.

В этой связи предлагаем главу 27 проекта Кодекса дополнить вышеуказанными мерами ответственности.

26. В статье 235 проекта предлагается исключить слова "в органах социального страхования", поскольку в Законе Кыргызской Республики "О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)" определено, что государственная регистрация (перерегистрация) осуществляется регистрирующим органом по принципу "единого окна", который включает в себя одновременную регистрацию и постановку на учет в налоговом органе, органе статистики и Социальном фонде.

27. Глава 33 проекта предусматривает нарушения против порядка управления в таможенной сфере.

В названии вышеуказанной главы проекта слова "в таможенной сфере" предлагаем заменить словами "в сфере таможенного регулирования" в целях приведения в соответствие с Законом Кыргызской Республики "О таможенном регулировании в Кыргызской Республике".

При этом, в примечании к главе 33 проекта слова "таможенной службы" предлагаем заменить словами "таможенного дела", так как в соответствии с Положением о Государственной таможенной службе при Правительстве Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 декабря 2009 года № 767, Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом.

28. В связи со вступлением Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз предлагаем в статье 249 проекта слова "за пределы таможенной территории Кыргызской Республики" заменить словами "за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза".

29. Следует отметить, что глава 35 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности, регламентирующая административные правонарушения в сфере таможенного дела, соответствует требованиям Евразийского экономического союза.

В связи с чем главу 33 проекта предлагаем рассмотреть с учетом положений вышеназванной главы Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности, так как в предлагаемой редакции проекта отсутствуют некоторые статьи, регламентирующие ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела, предусмотренные вышеназванным Кодексом (ст. 501, 504-5, 504-9, 504-11 - 504-13, 504-18 - 504-26, 504-28 - 504-30, 504-32 - 505).

30. В соответствии со статьей 17 Закона Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)" проведение государственной политики по предупреждению банкротства, а также обеспечение условий реализации процесса банкротства осуществляет государственный орган по делам банкротства. При этом, Департамент по делам банкротства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 мая 2012 года № 337, является подведомственным подразделением Министерства экономики Кыргызской Республики.

В связи с чем предлагаем в примечании к главе 34 проекта слова "рассматриваются уполномоченным органом фонда управления государственным имуществом" заменить словами "рассматриваются уполномоченным органом по делам банкротства".

31. В части 1 примечания к главе 35 проекта указывается, что дела о нарушениях, предусмотренных статьей 266 Кодекса, рассматриваются уполномоченными органами стандартизации и метрологии. При этом, в части 6 примечания указывается, что дела, предусмотренные статьей 266 Кодекса, рассматриваются уполномоченным органом в сфере теплоснабжения.

В связи-с чем, учитывая, что в статье 266 проекта предусматривается ответственность за нарушения в сфере теплоснабжения, предлагаем  исключить часть 1 примечания.

32. Следует отметить, что частью 1 статьи 556-1 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности в перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен орган государственной инспекции по стандартизации и метрологии - Государственная инспекция по метрологическому надзору при Министерстве экономики Кыргызской Республики (часть 2 статьи 92, статья 286, часть 2 статьи 289, статья 412).

Однако, по нашему мнению, статья 263 проекта не охватывает всю сферу государственного регулирования и привлечения к ответственности, что может привести к препятствованию полноценного выполнения поставленных перед Государственной инспекцией по метрологическому надзору задач по реализации единой государственной политики в области обеспечения единства измерений и защиты интересов государства и граждан от последствий недостоверных результатов измерений.

Вместе с тем, следует отметить, что законодательство по обеспечению единства измерений разрабатывалось в соответствии с международным документом Международной организации законодательной метрологии (далее - МОМЗ), в которой Кыргызская Республика с 2005 года является членом-корреспондентом.

Участие Кыргызстана в МОЗМ обеспечивает доступ к международным документам в области метрологии и законодательной метрологии, участие в работе международных комитетов по метрологии, методическую и практическую поддержку Кыргызстана со стороны МОЗМ.

Так как предполагаемые проектом изменения затрагивают законодательство Кыргызской Республики в области единства измерений, рекламы, налогового и таможенного законодательства и др., что повлечет за собой внесение соответствующих изменений в законы Кыргызской Республики, регулирующие данные сферы, проект требует существенной доработки в этой области.

33. В целях достижения понятности и однозначности положений проекта предлагаем:

- в статье 294:

в части 2 слова "уполномоченный орган выносит" заменить словом "выносится" в соответствующем падеже;

в части 3 слова "уполномоченный орган обязан выполнить" заменить словом "выполняется" в соответствующем падеже;

в части 4 слова "уполномоченный орган обязан принимать" заменить словом "принимается";

- в статье 301 проекта слова "уполномоченный орган оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности" заменить словами "Доказательства оцениваются на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности";

- в части 1 статьи 304:

в абзаце первом слова "разрешается уполномоченным органом" исключить;

в пункте 2 слова "уполномоченного органа" исключить;

- в статье 305:

в части 1 слова "уполномоченный орган имеет право составить протокол" заменить словами "протокол составляется";

часть 2 после слов "у лица" дополнить словами ", привлекаемого к ответственности за совершение нарушения", а также слова "уполномоченный орган имеет право доставить лицо, привлекаемое к ответственности за совершение нарушения" заменить словами "он доставляется";

в части 3 слова "уполномоченного органа" исключить;

части 4 и 5 изложить в следующей редакции: "4. По требованию лица, привлекаемого к ответственности за совершение нарушения, ему предоставляется документ, подтверждающий время доставления и составления протокола.

Срок, указанный в частях 2 и 3 настоящей статьи, начинается с момента задержания лица, привлекаемого к ответственности за совершение нарушения.";

в части 6 слова "пояснений на вопросы уполномоченного органа обязан самостоятельно выяснять" заменить словами "сведений о себе", а также после слов "для составления протокола" дополнить словами "собираются без участия задержанного";

в части 7 слова "уполномоченный орган заносит" заменить словами "заносится";

- в статье 308 слова "уполномоченный орган", изложенные в различных падежах, исключить;

- в статьях 313, 314, 315 слова ", а для уполномоченного органа - за счет средств, предусмотренных на его содержание" исключить.

34. Проектом предлагается установить ответственность за нарушение правил, порядка, требований, инструкций, норм и т.д.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 18 Конституции Кыргызской Республики каждый вправе осуществлять любые действия и деятельность, кроме запрещенных настоящей Конституцией и законами. В связи с чем, по нашему мнению, ответственность должна устанавливаться лишь за те действия (бездействие), запрет на которые установлен Конституцией и законами.

В связи с чем обращаем внимание на то, что в Конституции и законах Кыргызской Республики не предусмотрены требования и правила поведения в обществе по деяниям, предусмотренным статьями 51, 55, 57-59, 63, 65-69, 71-73, 75, 78, 86-88, 93, 100, 101, 103-109, 111-117, 119, 120, 122, 123, 125, 127, 130, 131, 135-152, 156-171, 173-191, 193-197, 201, 209, 210, 212, 228, 234, 237, 241, 244, 247, 250, 252, 257, 261-268, 270, 271, 275, 279, 281, 283, 285, 286, 288.

В этой связи отмечаем, что согласно статье 24 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", если для применения нормативного правового акта необходимо внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, к вносимому проекту нормативного правового акта должны быть приложены проекты нормативных правовых актов с указанными изменениями и дополнениями.

При этом, по статье 42 проекта обращаем внимание, что в конституционном Законе Кыргызской Республики "О выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" и Законе Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" не предусмотрена необходимость предоставления отпуска доверенному лицу кандидата либо члену избирательной комиссии.

Кроме того, предлагается статьи проекта привести в соответствие между собой в части применения формулировок "правила", "порядки", "требования", "инструкций", "норм" и т.д.

35. В соответствии с частью 3 статьи 87 Налогового кодекса Кыргызской Республики нарушение сроков представления налоговой отчетности является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной данным Кодексом и Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности. При этом, согласно части 2 статьи 115 Налогового кодекса Кыргызской Республики, отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную обозначенным Кодексом.

В целях реализации норм Налогового кодекса Кыргызской Республики предлагаем предусмотреть в проекте нормы, установленные главой 26 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности, предусматривающие меры ответственности за административные правонарушения, посягающие на налоговое законодательство за: невыполнение законных требований должностных лиц налоговой службы; незаконное требование и получение сведений, составляющих налоговую тайну; непробитие, невыдача кассового чека покупателю (клиенту) или выдача кассового чека с указанием суммы менее уплаченной; воспрепятствование работникам налоговых органов в доступе к контрольно-кассовым машинам; необеспечение должностными лицами (руководителями) рынков, торговых домов и центров установки арендаторами торговых площадей контрольно-кассовых машин; занижение суммы налога; ведение экономической деятельности без налоговой регистрации; занятие запрещенными видами деятельности; воспрепятствование проведению налогового расследования (статьи 347, 348, 350-1, 350-2, 350-3, 350-4, 352-354, 356).

36. В соответствии со статьями 17 и 18 Закона Кыргызской Республики "О конкуренции" лица, виновные в нарушении антимонопольного законодательства, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Антимонопольный орган рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства по собственной инициативе, на основании сообщений средств массовой информации и иных имеющихся в его распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушении данного Закона.

Статьями 11, 12, и 52 Закона Кыргызской Республики "О защите прав потребителей" определены ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) и за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законодательством или договором, а также санкции, налагаемые государственным антимонопольным органом, государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации и другими органами государственного управления, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Однако в представленном проекте не предусмотрена ответственность за нарушения в области антимонопольного законодательства.

Следует отметить, что главой 23 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности определены виды административных правонарушений, посягающие на антимонопольное законодательство, законодательство о защите прав потребителей, рекламе и порядке формирования и применения цен (тарифов), а также статьей 534 данного Кодекса определен государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей, порядке формирования и применения цен (тарифов).

Учитывая изложенное, предлагаем предусмотреть в проекте ответственность за нарушения, посягающие на антимонопольное законодательство, законодательство о защите прав потребителей, рекламе и порядке формирования и применения цен (тарифов).

37. Рассматриваемый проект предлагаем дополнить статьями, которые будут предусматривать ответственность за следующие правонарушения:

- непредставление администраторами государственному органу по делам о банкротстве достоверной отчетной информации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о проведении процедур процесса банкротства, в том числе по требованию государственного органа, либо представление недостоверной информации;

- воспрепятствование администратором в проверке государственным органом по делам о банкротстве, а равно отказ в представлении требуемой документации;

- нарушение администратором положений законодательства Кыргызской Республики о банкротстве, уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение обязательных предписаний уполномоченного государственного органа;

- занятие деятельностью администратора, осуществляющего процедуры процесса банкротства, без лицензии;

- реализация администратором активов должника без соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики, в том числе законодательства о банкротстве;

- сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передаче имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации должника либо индивидуальным предпринимателем, администратором при банкротстве или в предвидении банкротства;

- необеспечение должника со стороны органов управления сохранностью и передачей бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей специальному администратору.

38. Проектом также не предусмотрена ответственность за реализацию продовольственных товаров с нарушением технических регламентов и иных нормативных правовых актов по санитарным требованиям, за нарушение требований технических регламентов по оценке соответствия, в том числе со стороны органов аккредитации, органов по сертификации продукции, органов систем менеджмента качества и персонала и испытательных лабораторий, которые установлены статьями 286 и 289 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности.

В связи с чем отмечаем, что в соответствии со статьями 4 и 5 Закона Кыргызской Республики "Об обеспечении единства измерений" государственная система обеспечения единства измерений представляет совокупность правил проведения работ по обеспечению единства измерений, ее участников и правил функционирования системы обеспечения единства измерений в целом.

В Кыргызской Республике применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии, десятичные кратные и дольные единицы обозначенной системы.

Согласно статье 16 вышеназванного Закона, государственные органы, юридические лица и индивидуальные предприниматели, виновные в нарушении положений данного Закона, несут уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Ввиду чего предлагаем предусмотреть в проекте соответствующие положения.

39. Проектом также не предусмотрена ответственность за нарушение правил выдачи, использования и возврата дипломатического и служебного паспортов, повышение сумм штрафов за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленного порядка пребывания в Кыргызской Республике или транзитного проезда, а также неурегулированы и отсутствуют вопросы применения наказания в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших законодательство Кыргызской Республики по вопросам въезда, выезда, пребывания, трудоустройства и т.д. на территории Кыргызской Республики.

В этой связи, предлагаем предусмотреть в проекте соответствующую ответственность.

40. Следует отметить, что в проекте не установлены нормы ответственности за совершение правонарушений, посягающих на охрану труда и социальную защиту граждан, за нарушения в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы в Кыргызской Республике и незаконную деятельность по трудоустройству граждан Кыргызской Республики за границей, регламентированные главой 8 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности.

В связи с чем, в целях недопущения возникновения пробелов в законодательстве Кыргызской Республики предлагаем предусмотреть в проекте вышеуказанные положения, за исключением норм статей 56, 201, 202 проекта.

41. В статьях 14, 39 и 40 проекта приводятся ссылки на непринятые нормативные правовые акты (Кодекс Кыргызской Республики о проступках и Закон Кыргызской Республики "О государственном реестре лиц, совершивших нарушения, проступки и преступления").

В связи с чем, с учетом требований, предусмотренных в Инструкции по законодательной технике, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2015 года № 5389-V, предлагаем предусмотреть в проекте ссылки с указанием на сферу регулируемых законом общественных отношений.

Также, в целях приведения редакции проекта в соответствие с пунктом 61 вышеуказанной Инструкции, предлагаем в примечаниях, отраженных в главах Особенной части проекта, предусмотреть указания на структурные элементы, к которым относятся данные примечания.

Кроме того, учитывая, что проект содержит ряд новых понятий, отсутствующих в законодательстве (к примеру, "условия общественного бедствия", и т.д.), предлагаем расширить глоссарий терминами, не вошедшими в него.

42. В целом считаем необходимым отметить, что практическая реализация предусмотренных в проекте новелл требует принятия комплекса организационных, технических и финансовых мер.

Так, согласно заключению о финансово-экономических расчетах и оценке возможных затрат по проекту, общая потребность в финансировании составит 10,5 млн. сомов.

Принимая во внимание высокий дефицит республиканского бюджета на среднесрочную перспективу, изыскать источники финансирования в ближайшие 2-3 года будет проблематично.

На основании вышеизложенного Правительство Кыргызской Республики считает возможным принятие проекта Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях, с учетом указанных замечаний и предложений, а также при условии разработки законопроекта, предусматривающего поэтапное введение в действие отдельных институтов с учетом реальных финансовых возможностей страны.