Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛА СИЛУ
в соответствии с постановлением Правительства КР от 12 июня 2020 года № 330

Приложение 1

 

 

 

Утверждена
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 28 марта 2016 года № 155

СТРАТЕГИЯ
развития систем питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кыргызской Республики до 2026 года

1. Введение

Данная Стратегия развития систем питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кыргызской Республики до 2026 года (далее - Стратегия) разработана в рамках поддержки Всемирного банка, в целях реализации Целей развития тысячелетия, исполнения Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики "О Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы" от 21 января 2013 года № 11, а также Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 декабря 2013 года № 3694-V.

Стратегия определяет основные направления и мероприятия по развитию систем питьевого водоснабжения и водоотведения, а также меры, необходимые для проведения анализа и мониторинга.

Данная Стратегия направлена на улучшение качества предоставляемых услуг по водоснабжению и водоотведению, решение главных проблем, определение перспективных направлений, задач и функций заинтересованных министерств, административных ведомств и органов местного самоуправления.

В настоящее время в республиканском бюджете не имеется достаточных средств для капитальных вложений в данный сектор, вследствие чего в перспективе необходима поддержка международных доноров.

Ориентировочный объем инвестиций, требуемых для повышения уровня состояния водоснабжения и водоотведения, предварительный. По оценке независимых внешних и национальных экспертов, размер инвестиций, необходимых для улучшения доступа сельского населения к услугам водоснабжения, составляет более 26 млрд. 420 млн. сомов (таблица 1).

В период до 2026 года в соответствии с настоящей Стратегией предусматривается выполнить работы по строительству и реабилитации систем водоснабжения в 425 селах республики на сумму 8 млрд. 882 млн. сомов (таблица 2), а также систем водоотведения - в 27 районных центрах на сумму 4 млрд. 048 млн. сомов.

В свою очередь это потребует финансовых средств, увеличения мощностей для подготовки и предоставления готовых к финансированию проектов и повышения потенциала и статуса работников Департамента развития питьевого водоснабжения и водоотведения при Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Департамент).

В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

водоснабжение - совокупность мероприятий по бесперебойному обеспечению безопасной питьевой водой населения и других пользователей в необходимом количестве, в соответствии с санитарными требованиями по безопасности;

водоотведение - совокупность мероприятий и технических объектов, обеспечивающих удаление сточных вод с территории домохозяйств и промышленных предприятий безопасным для населенных пунктов способом и отвечающих стандартам качества воды при ее возвращении в окружающую среду.

Таблица 1

Общий ориентировочный объем инвестиций в строительство/реабилитацию сельских систем водоснабжения

Мероприятия

Количество сел (ед.)

% сел от общего количества

Расчетная стоимость на одно село
(млн. сомов)

Общая сумма требуемых инвестиций
(млрд. сомов)

Села, где проведены реабилитационные работы (объекты СВС построены/реабилитированы в рамках проектов), финансируемые Азиатским банком развития и Всемирным банком

553

30,19

 

 

Села, в которых требуется строительство новых систем

657

36,40

25,1

16,49

Села, в которых требуется реабилитация систем

595

33,41

16,7

9,93

Всего

1805

100

41,8

26,42

 

Таблица 2

Объем требуемых инвестиций в строительство/реабилитацию систем питьевого водоснабжения сел до 2026 года, из расчета в среднем 20,9 млн. сомов на одно село (в разрезе областей)

Наименование областей

Количество сел

Стоимость на одно село
(млн. сомов)

Общая сумма
(млн. сомов)

Всего

Требуются строительство и реабилитация до 2026 года

Баткенская

191

61

20,9

1274,9

Джалал-Абадская

409

104

20,9

2173,6

Иссык-Кульская

176

55

20,9

1149,5

Нарынская

134

36

20,9

752,4

Ошская

474

93

20,9

1943,7

Таласская

90

25

20,9

522,5

Чуйская

331

51

20,9

1065,9

Всего

1805

425

20,9

8882,5

Согласно предварительной оценке предприятий по водоснабжению и водоотведению городов, объем требуемых инвестиций для реабилитации систем питьевого водоснабжения городов республики (за исключением городов Бишкек и Ош), превышает 9,79 млрд. сомов.

В сельской местности улучшение систем водоснабжения обострило проблемы с водоотведением и привело к увеличению объема сточных вод, а очистка и обеззараживание требуют технического решения, во избежание дальнейшего загрязнения водных источников. Общий объем необходимых инвестиций в инфраструктуру водоснабжения и водоотведения сельской местности, по данным оценочных расчетов профильных специалистов, составляет в пределах 64,7 млрд. сомов.

Исходя из вышеизложенного и учитывая текущую ситуацию, необходимо предусмотреть строительство и реабилитацию систем водоотведения в 27 районных центрах. По предварительным расчетам, составленным профильными специалистами, требуемая сумма на строительство и реабилитацию систем водоотведения в этих населенных пунктах составляет 4 млрд. 048 млн. сомов.

2. Текущее положение и существующие проблемы

По состоянию на 1 февраля 2016 года, на территории Кыргызской Республики числится 1891 населенный пункт, из них 1805 сел. В 267 селах система питьевого водоснабжения построена до 1960 года, в 595 селах - до 1990 года, в 390 селах система питьевого водоснабжения отсутствует. После ликвидации колхозов и совхозов сельские системы питьевого водоснабжения в течение более 10 лет находились в бесхозном положении, что в последующем привело к интенсивному ухудшению их технического состояния и полной остановке функционирования систем питьевого водоснабжения в большинстве сел республики.

Сельское население остро нуждается в услугах по водоснабжению и водоотведению.

В сельской местности около 40 процентов населения не обеспечено чистой питьевой водой на должном уровне. Особенно проблемным остается состояние объектов централизованного водоотведения.

Согласно статистике, лишь 21 процент населения страны обеспечен центральной системой водоотведения. Для города Бишкек этот показатель составляет 78%, а в регионах он не превышает 10%. В некоторых городах имеются действующие системы водоотведения, но из-за превышения сроков эксплуатации и недостатка инвестиционных вливаний они находятся в состоянии, требующем реабилитации или нового строительства.

В отдаленных городах и районных центрах доступ к системам водоотведения ежегодно сокращается на 1,5-2% из-за деградации существующей инфраструктуры. В сельской местности только 3% жилых и общественных зданий подключены к системам водоотведения - это школы и медицинские центры.

Борьба с заболеваниями, передаваемыми через питьевую воду, ежегодно обходится стране в сумму, превышающую 4,8 млрд. сомов, при этом каждый год регистрируется около 30000 острых кишечных инфекций, а на долю болезней, относящихся к паразитарным, приходится 24% случаев.

Среди болезней, связанных с водой, в течение ряда лет в республике имеют место вспышки брюшного тифа среди населения г.Майлуу-Суу и Ноокенского района Джалал-Абадской области. При этом, из всех зарегистрированных случаев брюшного тифа от 70 до 86% случаев приходится на эти населенные пункты, что обусловлено, главным образом, недостаточным доступом к безопасной питьевой воде.

Согласно данным Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, в некоторых сельских населенных пунктах от 61 до 79% случаев заболеваний детей, таких как энтеробиоз, аскаридоз, лямблиоз и гименолепидоз, происходят от заражения четырьмя видами гельминтов.

Министерством отмечается снижение количества случаев заболевания лямблиозом на 76% в тех селах, где проведена работа по гигиеническому образованию и реализованы подпроекты в рамках реализации проекта "Сельское водоснабжение и санитария" в Иссык-Кульской, Нарынской и Таласской областях.

47,5% населения пользуется водой из водоразборных колонок, расположенных на расстоянии менее 100 метров от домохозяйств, а 52,5% - из источников, расположенных на расстоянии более 100 метров от домохозяйств (таблица 3).

Таблица 3

Источники водоснабжения, расстояние, состав семьи (2015 г.)

 

Итого

Количество детей в домохозяйстве

0

1

2

3

4

5 и более детей

Центральная система водоснабжения

32%

46%

29%

27%

20%

8%

10%

Собственный водяной насос

23%

18%

26%

27%

29%

19%

10%

Общественный водяной насос

32%

27%

31%

33%

37%

47%

42%

Открытый источник воды

7%

4%

8%

7%

10%

21%

26%

Другие источники (привозная вода, самоизливающаяся)

6%

6%

6%

7%

5%

5%

12%

Итого

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Расстояние до источника воды:

 

 

 

 

 

 

 

Менее 100 метров

47,5%

46%

56%

48%

46%

60%

29%

Более 100 метров

52,5%

54%

44%

52%

54%

40%

71%

Согласно результатам исследований, проведенных Агентством развития и инвестирования сообществ Кыргызской Республики (далее - АРИС), 60% сельского населения получает воду из водопроводных сетей, 38,4% - из уличных водоразборных колонок и 21,6% - из внутридомовых колонок.

Остальная часть населения, т.е. 40%, использует воду для питья из арыков, рек, каналов, родников, а также пользуется привозной водой.

Данное исследование также показало, что в обследованных населенных пунктах 27% сельского населения получает воду круглосуточно, 37% - имеет доступ к питьевой воде 12 или более часов в сутки, а 36% - имеет доступ к воде менее 12 часов в сутки, зачастую, не каждый день.

Водоочистные сооружения в большей части не функционируют, для обеззараживания воды применяются примитивные хлораторные. Большинство систем питьевого водоснабжения, питающихся из поверхностных источников (более чем 20% исследованных проб), поставляют потребителям воду ненадлежащего качества по микробиологическим показателям.

При этом, большинство поставщиков услуг питьевого водоснабжения также имеет финансовые затруднения. Финансовая устойчивость некоторых из них находится под угрозой, поскольку тарифы устанавливаются ниже уровня окупаемости затрат. Тарифы на воду не покрывают основные операционные расходы (заработную плату рабочих, оплату за электроэнергию, химические реагенты), расходы на модернизацию и замену оборудования, а также на расширение инфраструктуры.

Перспектива покрытия инвестиционных затрат на реабилитацию, обновление и расширение инфраструктуры за счет внутренних ресурсов посредством увеличения тарифов требует проведения организационно-разъяснительной работы среди населения и других потребителей.

Доступ к услугам улучшенных туалетов, с покрытыми выгребными ямами или присоединенных к резервуарам септиков, остается довольно низким - до 75% в городах и 51% в селах. Эти показатели за последнее десятилетие практически не изменились.

В сельской местности почти отсутствуют системы централизованной канализации. В школах и некоторых больницах имеются общественные туалеты с выгребными емкостями. Многие школьные общественные туалеты с покрытыми выгребными ямами были отремонтированы или заново построены в рамках проектов Всемирного банка и Отдела для Международного развития (DFID). Новые санитарные сооружения также были построены при поддержке программы двусторонних донорских инициатив.

По итогам проведенного исследования Урбан Институтом и АРИС в 19 городах, а также опроса Программы развития Организации Объединенных Наций в городах Бишкек и Ош, установлено, что 23% городского населения не имеет доступа к сетям водоотведения, а в 5 городах отсутствуют сети водоотведения (таблица 4).

Таблица 4

Городская канализационная система

Города

Канализационная система

Качество системы

Города

Канализационная система

Качество системы

Балыкчы

Есть

Неудовлетворительное

Кербен

Отсутствует

-

Кант

Есть

Неудовлетворительное

Кок-Янгак

Есть

Неудовлетворительное

Кара-Суу

Есть

Неудовлетворительное

Ноокат

Отсутствует

-

Джалал-Абад

Есть

Неудовлетворительное

Шопоков

Есть

Неудовлетворительное

Майлуу-Суу

Есть

Неудовлетворительное

Сулюкта

Отсутствует

-

Баткен

Отсутствует

-

Кочкор-Ата

Есть

Неудовлетворительное

Исфана

Отсутствует

-

Чолпон-Ата

Есть

Неудовлетворительное

Кара-Балта

Есть

Неудовлетворительное

Ош

Есть

Удовлетворительное на 50%

Каракол

Есть

Неудовлетворительное

Бишкек

Есть

Удовлетворительное на 75%

Кара-Куль

Есть

Неудовлетворительное

 

 

 

Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, реальный уровень потребления воды составляет 71,1 литра в сутки на одного человека, а по оценкам поставщиков питьевой воды, средний объем потребления воды в сельской и городской местностях составляет от 60 до 125 литров в сутки на одного человека. Однако в плане норм водопотребления, применяемых при проектировании, сопоставляемые данные не соответствуют фактическому потреблению воды.

Зачастую абоненты не имеют представления о выгодах от установки водомерных счетчиков и о возможности экономии средств в период повышения тарифов. В 2013 году только 4-5% домохозяйств имели счетчики.

Поскольку большая часть домохозяйств не имеет установленных счетчиков, отсутствует возможность точного измерения уровня расхода воды. По этой же причине невозможно соотнести размеры тарифов на воду с фактическим ее расходом. Отсутствие счетчиков также исключает возможность применения "социальных тарифов", более низких тарифов для низкого расхода воды, в целях предоставления возможности домохозяйствам с низким уровнем доходов пользоваться услугами поставщиков воды.

Увеличение числа домохозяйств, подключенных к современным сетям водоснабжения без установления водомерных счетчиков, нерациональное использование питьевой воды, отсутствие и неэффективная эксплуатация систем водоотведения привели к увеличению нагрузки на водные источники.

Несмотря на значительные запасы в республике пресной питьевой воды хорошего качества, в результате негативного воздействия инфраструктуры населенных пунктов, размещения промышленных предприятий и хвостохранилищ, свалок твердых бытовых отходов, моек автотранспорта, отсутствия систем водоотведения, многие освоенные месторождения воды загрязнены нитратами, хромом, нефтепродуктами и другими загрязняющими веществами.

Большинство систем водоснабжения, после восстановления и нового строительства, были переданы в собственность сельских общественных объединений потребителей питьевой воды (далее - СООППВ). Данная процедура создала правовую коллизию в законодательстве, в результате право собственности и ответственность за объекты водоснабжения и водоотведения, в рамках децентрализации управления, переданы органам местного самоуправления.

В настоящее время одной из острых проблем является сохранение построенных за счет средств внешних финансовых доноров и принятых в эксплуатацию систем питьевого водоснабжения. Из-за неустойчивости и несостоятельности СООППВ их количество из года в год уменьшается. Анализ показал, что из имеющихся 633 СООППВ функционируют всего 25%, обеспечивая себя необходимыми финансовыми средствами и другими ресурсами, а остальные находятся в тяжелом финансовом состоянии.

Стабильное предоставление качественных услуг населению заключается в наличии профессиональных навыков у специалистов отрасли, а также необходимого оборудования, технических средств и стабильного финансирования для проведения капитального ремонта и обслуживания системы водоснабжения. Во многих населенных пунктах отмечается недостаток квалифицированных инженерно-технических и управленческих кадров, а также слесарей, сантехников и сварщиков. Данный фактор привел к снижению надежности технического обслуживания, эксплуатации сетей и сооружений системы водоснабжения и водоотведения, и эффективности их работы.

Сектор водоснабжения и водоотведения испытывает недостаточность финансовых средств для эксплуатации, обслуживания и обеспечения бесперебойной работы систем водоснабжения и водоотведения. Это происходит из-за отсутствия надлежащей информированности сообществ о необходимости оплаты за предоставление услуг водоснабжения и установления тарифов, покрывающих расходы по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения.

Многие СООППВ и другие поставщики услуг водоснабжения и водоотведения не имеют разработанных и утвержденных тарифов на услуги водоснабжения. Сборы денежных средств за потребленную воду по республике в среднем составляют 64% от установленных.

Доходы предприятий по водоснабжению и водоотведению, получаемые в результате амортизационных отчислений, как правило, недостаточны для капитальной модернизации и реабилитации системы. Инвестирование из бюджета страны в местную инфраструктуру обычно осуществляется в новостройки вокруг городов Бишкек и Ош.

Большинство местных инфраструктурных объектов страны финансируется из внешних источников на средства международных доноров. Основной частью инвестиционных программ в секторе городского и сельского водоснабжения, водоотведения и санитарии являются следующие проекты, финансируемые из внешних источников:

- "Первый и Второй проекты сельского водоснабжения и санитарии", финансируемые Всемирным банком;

- "Первый и Второй проекты предоставления инфраструктурных услуг на уровне населенных пунктов", финансируемые Азиатским банком развития;

- "Проект инфраструктуры и наращивания потенциала малых городов", финансируемый Всемирным банком;

- проект Азиатского банка развития "Устойчивое развитие Иссык-Куля" (в настоящее время находится на стадии реализации);

- проект Азиатского банка развития "Чрезвычайная помощь для восстановления и реконструкции" (на стадии завершения);

- проекты по водоснабжению в городах Бишкек, Ош, Джалал-Абад, Каракол, Талас, Кант, Кара-Балта, Токмок, Узген, Кара-Суу, Кызыл-Кия, Исфана, Баткен, Чолпон-Ата, Балыкчы, Кербен, Токтогул, Майлуу-Суу и Нарын, финансируемые за счет займов и грантов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Государственного секретариата по экономическим отношениям Швейцарской Конфедерации (SECO), а также Европейским инвестиционным банком.

Согласно результатам анализа, проведенного Программой развития Организации Объединенных Наций в 2011 году, расходы на водоснабжение и санитарию по республике, среди наиболее нуждающихся и наиболее обеспеченных домохозяйств, составили соответственно 0,3% и 0,4% от их общих расходов. В международной практике примерный уровень приемлемости расходов домохозяйств на водоснабжение и водоотведение колеблется до 2,5%. Данные последнего исследования по домохозяйствам показывают, что наиболее нуждающиеся домохозяйства выделяют на воду только 0,35% от общих расходов домохозяйств.

В рамках реализации проектов Азиатского банка развития, Всемирного банка и Отдела для Международного развития (DFID), по условиям проектов, СООППВ должны были возвратить кредит в размере 5%. В настоящее время многие СООППВ испытывают серьезные проблемы с возвратом 5% кредита, заложенных в рамках проектов Всемирного банка и Азиатского банка развития, что не позволяет им достичь устойчивого финансового положения и затрудняет деятельность СООППВ. Общая задолженность СООППВ перед Министерством финансов Кыргызской Республики составляет 89,4 млн. сомов.

Услуги водоснабжения и водоотведения являются затратными мероприятиями, в значительной степени зависящими от использования основных средств. Учитывая, что основные средства имеют свойство изнашиваться в течение срока службы, а системы водоснабжения и водоотведения составлены из частей, имеющих разные сроки эксплуатации, необходим подход, который обеспечит финансирование эксплуатационной надежности составных частей и систем в целом, в целях обеспечения бесперебойной подачи воды и оказания санитарных услуг.

Отсутствие технического обслуживания основных средств может привести к запущенности многих объектов систем, вложенные средства окажутся потраченными впустую, а потребители не получат соответствующей пользы.

Уровень ведения бухгалтерского учета поставщиков услуг не позволяет формировать достоверную финансовую отчетность, отражающую реальные результаты работы предприятий водоснабжения и водоотведения.

Налаживание системы бухгалтерского учета предприятий водоснабжения и водоотведения позволит составлять достоверные финансовые отчеты, в том числе специфические отчетные данные по водоснабжению, и преодолеть барьеры на пути к увеличению доходов путем демонстрации открытости и доступности сведений о затратах для своих абонентов. Это также позволит получать точные сведения о доходах и расходах, что поможет при изучении вопроса соответствия тарифов и при определении размера дотаций, выделяемых предприятиям средств.

В настоящее время ряд муниципальных предприятий по эксплуатации и содержанию  систем водоснабжения и водоотведения имеют долги от предшествующих государственных предприятий.

По этой причине многие муниципальные предприятия не могут проводить работу в соответствии с техническими требованиями.

В предыдущие годы, в процессе реализации проектов, проектирование и строительство объектов систем водоснабжения осуществлялись без учета мнений органов местного самоуправления, потребителей и местных поставщиков услуг. Отбор сел не предусматривал готовность и желание сообществ реабилитировать систему водоснабжения и, соответственно, оплачивать услуги водоснабжения.

Имелись факты, когда проектные решения принимались без соответствующих технических изысканий и обоснований, что также приводило к негативным последствиям.

Повышение уровня прозрачности и открытости при проведении закупок является главным приоритетом. Надлежащие усилия в этом направлении помогут информировать население о развитии отрасли, строительстве и реконструкции объектов, систем водоснабжения и водоотведения.

В цепях повышения качества услуг водоснабжения и водоотведения необходимо установление жесткого контроля за целенаправленным использованием бюджетных средств и средств, предоставляемых донорами, обеспечение достоверного учета и строгой отчетности ответственных лиц о расходовании средств.

Стандарты качества воды необходимо рассматривать как чрезвычайно важный аспект обеспечения надлежащей защиты здоровья граждан и окружающей среды.

Мониторинг параметров безопасности и частота их измерения требуют наличия лабораторного оборудования и подготовки специалистов, что диктует безотлагательность решения данной проблемы.

Кроме того, практически отсутствует производственный контроль большинства городских муниципальных и всех сельских систем водоснабжения, что также требует неотложного решения по созданию ведомственных производственных лабораторий.

В связи с этим необходимо внедрять инновационные подходы при строительстве, эксплуатации и техническом обслуживании систем водоснабжения и водоотведения.

Для осуществления изменений проектировщики, подрядчики и потребители должны иметь ощутимую выгоду от экономии времени, а также от эксплуатационного качества и эффективности. Применение новых технологий и инновационных методов может решить некоторые из текущих проблем, однако невозможно заменить квалифицированных работников, занимающихся эксплуатацией и техническим обслуживанием систем водоснабжения и водоотведения.

Департаменту необходимо создать рабочую группу по применению новых технологий и инновационных методов строительства в целях снижения стоимости капитальных и текущих расходов в секторе питьевого водоснабжения и водоотведения, содействуя тем самым эффективному использованию имеющихся ограниченных средств, а также по вопросам этики в секторе питьевого водоснабжения и водоотведения и решения вопросов, касающихся прозрачности.

3. Цели и задачи

Настоящая Стратегия направлена на повышение обеспеченности населения питьевой водой нормативного качества, улучшение здоровья и качества жизни, снижение вредного воздействия на окружающую среду путем строительства, реконструкции и модернизации систем питьевого водоснабжения и водоотведения.

Для достижения указанных целей необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение следующих приоритетных задач Стратегии:

1) В сфере безопасного и качественного водоснабжения, водоотведения и санитарии:

- повышение доступа населения к услугам водоснабжения, водоотведения и санитарии через развитие централизованных систем питьевого водоснабжения, проектирования, строительства и эксплуатации, которые основываются на единых требованиях технических регламентов, стандартов и действующих нормативных актов;

- обеспечение нормативной безопасной питьевой водой;

- обеспечение надлежащей эксплуатации и технического обслуживания систем водоснабжения и водоотведения.

2) В сфере развития системы управления и государственного регулирования сектора водоснабжения и водоотведения:

- совершенствование нормативной правовой базы в сфере водоснабжения и водоотведения;

- усиление кадрового потенциала в сфере водоснабжения и водоотведения.

3) В сфере финансово-экономической устойчивости услуг водоснабжения и водоотведения:

- создание условий для привлечения инвестиций;

- обеспечение финансовой устойчивости поставщиков услуг водоснабжения и водоотведения.

4) В сфере усиления прозрачности, доверия и подотчетности в секторе водоснабжения и водоотведения:

- создание национальной базы данных в секторе водоснабжения и водоотведения;

- мониторинг реализации Стратегии.

4. Основные принципы реализации

Основными принципами реализации Стратегии являются:

- удовлетворение потребностей в питьевой воде путем преимущественного развития централизованных систем питьевого водоснабжения, проектирования, строительства и эксплуатации, которые основываются на единых требованиях технических стандартов и действующих нормативных актов;

- совершенствование нормативных правовых актов Кыргызской Республики, в части четкого разграничения функций государственных органов и органов местного самоуправления в области водоснабжения и водоотведения;

- обеспечение финансово-экономической и институциональной устойчивости предприятий водоснабжения и водоотведения;

- контроль со стороны органов государственного надзора и местного самоуправления, в пределах их компетенции, за функционированием систем питьевого водоснабжения, деятельностью предприятий, эксплуатирующих эти системы, безопасностью питьевой воды.

5. Ожидаемый результат

Для достижения целей Стратегии определены следующие показатели к 2026 году:

- обеспечение не менее 90 процентов городов республиканского, областного, районного значения централизованным питьевым водоснабжением, отвечающим требованиям нормативного качества;

- обеспечение не менее 700,0 тыс. человек, проживающих в сельской местности, централизованным питьевым водоснабжением;

- обеспечение системами водоотведения не менее 70 процентов населения, проживающего в районных центрах, имеющих статус села;

- создание устойчивого и надежного механизма водоснабжения и водоотведения;

- установление четких правовых отношений между производителями и потребителями воды для обеспечения комфортной жизнедеятельности населения республики и инфраструктуры;

- определение допустимых границ негативного воздействия на окружающую среду и формирование механизма управления безопасностью окружающей среды;

- обеспечение требований санитарии и гигиены в школьных и дошкольных учреждениях;

- обеспечение требований технических регламентов и других нормативных актов в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

6. Благоприятные предпосылки и риски

Обеспечение населения республики безопасной питьевой водой и услугами водоотведения является одной из приоритетных задач Правительства Кыргызской Республики.

Правительство Кыргызской Республики в начале текущего столетия заключило соглашения с Азиатским банком развития и Всемирным банком о выделении финансовых средств в размере 69,5 млн. долларов, в 2009 году с этими же донорами - на сумму 41,5 млн. долларов. На выделенные средства в 2000-2014 годах построены и реабилитированы системы водоснабжения в 545 селах страны, в результате чего более 1,2 млн. человек получили достаточный доступ к централизованной безопасной питьевой воде.

Кроме того, за последние годы в республике органы местного самоуправления активизировали работу по привлечению кредитных инвестиций в сектор питьевого водоснабжения и водоотведения для городов республиканского и областного значения.

Также, признавая особую важность вопроса обеспечения безопасной питьевой водой населения страны, Указом Президента Кыргызской Республики от 27 сентября 2013 года № 194 вопросы питьевого водоснабжения включены в Национальную стратегию устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы отдельным разделом.

Основными ответственными государственными органами по вопросам реализации Стратегии являются Министерство финансов Кыргызской Республики, Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики, АРИС (по согласованию) при поддержке международных организаций и финансовых доноров (Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Государственный секретариат по экономическим отношениям (SECO) Швейцарской Конфедерации, Европейский инвестиционный банк, ПРООН, ЮНИСЕФ).

Управление рисками при реализации Стратегии будет осуществляться путем координации деятельности всех субъектов, участвующих в ее реализации: исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, неправительственных организаций.

Риски, которые могут возникнуть при реализации Стратегии, представлены в таблице 5.

Таблица 5

Риски реализации Стратегии

Наименование негативного фактора (риска)

Способ минимизации рисков

1

Социально-политические

Широкое проведение организационно-разъяснительной работы с населением

2

Форс-мажорные

Для минимизации данной группы риска планируется осуществлять подготовку персонала Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики, способного эффективно и целенаправленно работать над решением вопросов по ликвидации последствий форс-мажорных ситуаций

3

Экономические

Снижение данных рисков предусматривает совершенствование государственного регулирования Стратегии, в том числе по повышению инвестиционной привлекательности и экономическому стимулированию. Ежегодно будет осуществляться уточнение источников и объемов финансирования мероприятий Стратегии

4

Организационно-правовые

Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:

- на этапе разработки проектов нормативных правовых документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;

- проведение реформы управления сектором питьевого водоснабжения и водоотведения

5

Информационные

Внедрение и ведение веб-сайта, а также выступления в СМИ

6

Персональные (кадровые)

Для минимизации риска предполагается создать республиканский учебный центр по подготовке высококвалифицированных кадров и переподготовке (повышение квалификации) имеющихся специалистов

7. Финансовое обеспечение

Финансирование Стратегии, согласно плану мероприятий, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, внешних инвестиций Азиатского банка развития, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Государственного секретариата по экономическим отношениям Швейцарской Конфедерации (SECO), Европейского инвестиционного банка, Исламского банка развития, ПРООН, ЮНИСЕФ и иных источников, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

Фактическое финансирование мероприятий Стратегии будет осуществляться в пределах средств, утвержденных в республиканском бюджете на каждый год.

При этом средства софинансирования республиканского бюджета на очередной финансовый год составляют, как правило, 20-25% от общего объема финансирования.

Расчет необходимых финансовых средств на реализацию Стратегии произведен исходя из численности населения республики и удельной суммы инвестиций на одного человека.

Общий объем финансирования Стратегии составляет более 24 млрд. 745 млн. 244 тыс. сомов.

Для обеспечения устойчивого развития организаций и предприятий, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, и наилучшего учета интересов потребителей питьевой воды в процессе реализации Стратегии планируется максимально полное использование возможностей всех источников финансирования, с учетом существующего положения.

Неправительственные, организации будут взаимодействовать с государственными органами, органами местного самоуправления, поставщиками услуг и другими заинтересованными сторонами в секторе водоснабжения и водоотведения по вопросам организации общественных консультаций, повышения информированности населения, социальной мобилизации населения и распространения передового опыта, а также осуществлять общественный мониторинг, общественную экологическую экспертизу и общественный контроль за детерминантами здоровья.

8. Мониторинг и оценка

Мониторинг как обязательный компонент государственной политики является инструментом систематического сбора, анализа информации и оценки исполнения программно-плановых мероприятий, а также внесения корректировок.

К Стратегии разработан набор индикаторов, по которым в течение ее реализации будет проводиться мониторинг.

Индикаторами результативности мероприятий Стратегии являются:

- обеспечение 90% населения в городской местности централизованной безопасной питьевой водой;

- обеспечение не менее 700,0 тыс. человек в сельской местности централизованной безопасной питьевой водой;

- обеспечение 70% населения районных центров, имеющих статус села, услугами водоотведения;

- обеспечение требований санитарии и гигиены в школьных и дошкольных учреждениях;

- совершенствование нормативной правовой базы в секторе водоснабжения и водоотведения.

По завершении этапов Стратегии будет проведена оценка достигнутых результатов с целью выработки предложений по улучшению и дальнейшей работе по обеспечению населения безопасной питьевой водой и водоотведением.