Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Приложение

 

 

Утверждена

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 31 марта 2017 года N 194

 

 

Концепция

региональной политики Кыргызской Республики

на период 2018-2022 годов

1. Цели и задачи региональной политики

Настоящая Концепция региональной политики Кыргызской Республики на период 2018-2022 годов (далее - Концепция) разработана в целях формирования базисной конструкции для подготовки детализированных программ развития конкретных регионов и населенных пунктов на среднесрочный период и в долгосрочной перспективе.

Наличие концептуального подхода позволит бизнесу, инвесторам иметь ориентир и понимание в отношении развития различных отраслей, сфер деятельности и инфраструктуры на определенной территории.   

Главная цель региональной политики -  обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов республики для повышения благосостояния и качества жизни населения через фокусную поддержку развития опорных территорий, включающих в себя центры развития и соответствующие айылные аймаки.

Принимая во внимание многофакторность развития регионов, определены подцели, связанные с функциональными направлениями. Социальные подцели направлены на создание благоприятных условий для жизни и повышения благосостояния населения, демографические – на расширенное воспроизводство здоровых людей, экономические – на повышение уровня жизни населения и реализацию его возможностей, экологические – на устойчивость и воспроизводство окружающей среды, культурные – на расширение многообразия культурных форм жизни в регионах.

Для достижения главной цели необходимо решение следующих основных задач:         

- воспроизводство основных видов территориальных ресурсов: природных, человеческих, инфраструктурных, культурных, экономических;

- интеграция регионов через создание единого экономического рынка, обеспечение продовольственной безопасности, поддержание единой инфраструктуры, предоставление государственных и муниципальных услуг;

- формирование опорных территорий с центрами развития и созданием для них условий, необходимых для повышения инвестиционной привлекательности и общего делового климата;

- внедрение механизмов стимулирования развития регионов путем их специализации, формирования экономически конкурентоспособных кластеров, реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства (далее - ГЧП);

- наращивание потенциала в регионах с целью расширения возможностей формирования будущего развития, его реализации, поиска источников и механизмов развития;

- формирование индивидуальных подходов к развитию каждого объекта управления;

- интеграция в регионах и на территориях механизмов обеспечения национальной безопасности (военная, экономическая, безопасность в чрезвычайных ситуациях, экологическая, информационная и другие виды безопасности).

2. Анализ текущей ситуации

2.1. Краткий обзор развития регионов

За годы независимости республики, несмотря на проводимую политику, направленную на децентрализацию управления и усиление регионов, происходили процессы, которые привели к концентрации в экономическом и политическом центре страны всех ресурсов, включая финансовые и человеческие.

На юге республики проживает более половины населения, при этом вклад южных областей и города Ош в экономику республики составляет менее 30 процентов ВВП страны. Юг республики экономически остается наименее развитым.

На севере республики производится около 60 процентов ВВП всей страны. Вся промышленность сосредоточена в городе Бишкек, Чуйской, Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областях, что делает экономику других регионов уязвимой и зависимой от экономики Чуйской области и города Бишкек.

По итогам социально-экономического развития регионов за 2015 год, в общем объеме промышленного производства республики наибольший удельный вес составили Чуйская область (39,1%), Иссык-Кульская область (24,4%), город Бишкек (18%) и Джалал-Абадская область (10,2%). Незначительная доля Баткенской области (2,8%), Ошской области (2,2%), Нарынской  области (1,0%), города Ош (1,9%), Таласской области (0,5%).

Основные инструменты государственного регулирования экономики республики не ориентированы на цели развития территорий. Имеют устойчивую тенденцию к сокращению доходы, самостоятельно собираемые местными бюджетами, объемы которых стали меньше трансфертов, получаемых из республиканского бюджета. Зависимость территорий от распределительной политики «центра» усиливается. Значительная часть налоговых доходов государственного бюджета обеспечивается городом Бишкек.

Сложившееся различие в развитии регионов требует разные подходы государственной политики.

Анализ данных последних двадцати лет показывает, что в республике отсутствует эффективно действующий консолидированный и комплексный подход к развитию регионов, на местах неэффективно решаются задачи развития и улучшения социальной жизни населения.

2.2. Ключевые проблемы развития регионов

Неэффективность управления развитием регионов.

В государственной политике доминируют отраслевой и проектный подходы к социально-экономическому развитию республики. Анализ отраслевых и региональных стратегий развития показал, что традиционный подход к развитию регионов при отсутствии реальных финансовых возможностей не приводит к ожидаемым результатам.

Механизм межбюджетного перераспределения ресурсов, который является инструментом государственного регулирования экономики, не способствует развитию территорий.

Существующая система административно-территориального устройства не в полной мере соответствует новым отношениям, складывающимся в стране и обществе. Множественные попытки децентрализации привели к отстранению от территориальных проблем на государственном уровне.

Региональное развитие предполагает достижение целевых ориентиров совместными усилиями государственной власти, местного сообщества, предпринимательства и гражданского общества. Однако взаимного сотрудничества не произошло.

Государственная поддержка регионов основывается на поддержке отстающих и выделении ресурсов для выравнивания. Подобный подход привел к снижению заинтересованности регионов к саморазвитию. Необходим пересмотр функций и полномочий, распределяемых между всеми уровнями управления.

С учетом нового видения необходимо совершенствовать нормативную правовую базу, регулирующую развитие регионов.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются регионы, имеют специфическое территориальное измерение, что требует соответствующих действий на местном и национальном уровнях.

Деградация инфраструктуры.

Особое внимание нужно уделить развитию сельского хозяйства, которое является стратегической отраслью экономики Кыргызстана. Проблемы в этой сфере заключаются в необеспеченности сельхозугодий поливной водой, в отсутствии региональных проектов по строительству и реабилитации оросительных систем. Финансирование работ по поддержанию существующих ирригационных систем и сохранению водных ресурсов является недостаточным.

В свете вступления Кыргызстана в ЕАЭС стоит важный вопрос развития потенциала региональных сельхозпроизводителей. В этом направлении необходимы меры по повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, по развитию новых форм кооперации, созданию крупных агропромышленных кластеров, ориентированных на экспорт сельхозпродукции в страны-члены ЕАЭС.

Существенным препятствием для развития экономики регионов является недостаточность транспортной инфраструктуры. По данному направлению необходимо решить вопрос о выделении средств на реализацию проектов, направленных на строительство и реабилитацию существующих региональных и стратегических дорог.

Для развития бизнеса в регионах необходимо решить ряд вопросов, связанных со снижением процентных ставок по кредитам, и расширением банковской сети в регионах. Для доступности сельского  населения  к продуктам/услугам необходимо рассмотреть вопрос открытия банками с государственной долей (открытые акционерные общества «РСК Банк», «Айыл Банк»), в центрах крупных айылных аймаков сберегательных касс с установкой периферийных устройств (банкоматов, терминалов и т.д.).

Инвестиционный климат в регионах остается малопривлекательным. Местные органы власти совместно с органами местного самоуправления не в состоянии обеспечить консенсус для принятия взаимоприемлемых решений в вопросах, касающихся экологии и развития местной экономики. Отсутствуют оптимальные модели долгосрочных взаимовыгодных отношений между инвесторами и местным сообществом. 

Не исследованы возможности «реанимации» или диверсификации простаивающих и действующих предприятий, работающих на местном сырье.

Непоследовательно ведется работа по совершенствованию налоговой системы в части стимулирования развития местной экономики и поддержки приоритетных направлений экономики регионов. Существующие механизмы и инструменты государственной поддержки продвижения отечественных товаров на внешние рынки малоэффективны.

Чрезвычайно значимо решение вопроса развития приграничных территорий, в которых экономические и социальные задачи тесно переплетаются с вопросами безопасности Государственной границы Кыргызской Республики. Для таких территорий необходимы особые программные мероприятия, стимулирующие экономическое развитие и решающие социальные вопросы.

Решение всех вышеперечисленных проблем направлено на развитие отраслей сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, малого и среднего бизнеса, которое в конечном счете отразится на улучшении качества жизни в регионах и снизит диспропорции в развитии регионов страны.

 

 

Неэффективность системы государственного управления.

В реализации настоящей Концепции главная роль отводится органам государственного управления. Однако при существующей системе регулирования в государственном управлении сложно достигнуть поставленных целей.

Реформа государственного управления должна быть направлена на повышениеэффективности деятельности государственных органовпо управлению процессами социально-экономического развития. Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы оценки деятельности государственных органов,функционирование которыхдолжно быть направлено на результативность, своевременность и качество решения проблем.

Недостаточная работа ведется по повышению кадрового потенциала органов государственного управления и органов местного самоуправления. Важным аспектом остается неурегулированность вопросоввзаимодействия органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления. Необходимо выработать механизмы эффективного взаимодействия, определить зоны ответственности, разделить полномочия и исключить дублирующие функции.Необходимо создать модель государственного управления, которая обеспечит эффективность и координацию работы государственных и территориальных органов, местных государственных администраций, органов местного самоуправления. Также требуют укрепления и развития вертикальные и горизонтальные коммуникации между органами государственной власти.

Проблемы органов местного самоуправления.

Одной из важнейших задачявляется развитие местного самоуправления.

Разграничение функций, полномочий государственных органов и органов местного самоуправления (МСУ) и делегирование государственных полномочий требуетсяпересмотреть в части, касающейся обоснования расширения функций органов местного самоуправления, определения механизма делегирования государственных полномочий и их финансирования.

Необходимо совершенствование межбюджетных отношений, обеспечение финансовой устойчивости местного самоуправления и эффективное управление ресурсами на местном уровне. Предоставление органам местного самоуправлениядотаций стало фактором, снижающим их заинтересованность в финансовой самостоятельности.

Необходимы механизмы, стимулирующие развитие ГЧП и муниципально-частного партнерства.

Неэффективность инвестиционной политики в регионах.

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность в формировании благоприятного инвестиционного климата и привлечении финансовых ресурсов в регионы. Активизация привлечения прямых иностранных инвестицийбудет способствоватьвнедрению новых технологийв производство, впрактику управления, а также будет способствать выходу на новые рынки за рубежом.

Слабый уровень экономического развития и крайне низкая конкурентоспособность производственного сектора страны являются основными причинами малых объемов прямых иностранных инвестиций.Как следствие,все эти факторы формируют непривлекательный инвестиционный имиджреспублики.

Необходимо снизить государственное вмешательство в частный бизнес, предоставить инвесторам преференции, соблюдать единые правила для иностранных и внутренних инвесторов.

Стратегически правильным решением является адресное улучшение условий инвестиционной привлекательности страны в точках/ступенях роста и целевое инвестирование региональных проектов посредством привлечения средств.

Отдельным вектором деятельности Правительства Кыргызской Республики должно стать финансирование и развитие непривлекательных для инвесторов приграничных территорий в регионах.

Ключевым моментом развития региональной инвестиционной политики должно стать внедрение стандартной практики по обеспечению и созданию благоприятных инвестиционных условий, которая предполагает наличие региональных инвестиционных программ/стратегий,  создание соответствующего координирующего органа с участием местных бизнес-структур, а также интерактивной площадки для обмена информацией и опытом в сфере привлечения инвестиций и продвижения проектов.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса.

Основу рыночной экономики составляет частный сектор, в котором малые и средние предприятия играют важную роль. В Кыргызстане развитие малого и среднего бизнеса нуждается в государственной поддержке. Вклад малого и среднего предпринимательства составляет более 40 процентов ВВП. Поэтому необходимо создать благоприятные стартовые условия для открытия собственного дела и развития предпринимательской активности.

Сложившаяся структура бизнес-среды показывает, что малые и средние предприятия в основном заняты в сфере торговли и услуг и в меньшей мере заняты в сфере производства. Такой путь развития не содействует подъему экономики, а ведет к нерациональному использованию природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны. Необходимо создавать условия для создания промышленных и перерабатывающих предприятий.

Наиболее уязвимым местом малого и среднего бизнеса является вопрос конкурентоспособности его продукции. В республике не хватает современных технологий, и это отражается на качестве и цене производимой продукции.

До настоящего времени существует много барьеров для развития бизнеса. Количество лицензируемых видов деятельности сокращено до 98. Необходимо продолжить нормотворческую работу по сокращению излишних барьеров и дублирующих функций, внутренних противоречий в нормативных актах, регулирующих предпринимательсткую деятельность.

Проблемы развития государственно-частного партнерства.

Практика показывает, что инвесторы отдают приоритетное предпочтение экономическим проектам, чем проектам социального характера. Поэтому ряд отраслей экономики стратегического значения должны будут обслуживаться государственными компаниями (энергетика, железные дороги и т.д.) и финансироваться за счет бюджетных средств.

В то же время основная часть отраслей экономики обладает низкой привлекательностью и высоким уровнем риска для частных инвесторов. Поэтому для оказания государственной поддержки необходимо развивать и шире использовать механизм ГЧП, особенно для тех предприятий, у которых инфраструктура находится в критическом состоянии и наблюдается дефицит оборотных средств.Необходимо обеспечить экономический рост посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов государства и частного секторов для реализации региональных инвестиционных проектов. С этой цельюнеобходимо создать условия для эффективного взаимодействия государства и частного сектора.

В целях повышения потенциала регионов по внедрению и развитию механизмов ГЧП необходимы соответствующие квалифицированные человеческие ресурсы, создание законодательной и институциональной базы для ГЧП в регионах, а также наличие инвестиционного плана в соответствии с инвестиционными потребностями регионов.

Высокая  уязвимость к чрезвычайным ситуациям.

Кыргызская Республика в силу своего географического положения подвергается многочисленным стихийным бедствиям.

За период 2005-2015 годовна территории республики зарегистрировано 2878 чрезвычайных и кризисных ситуаций различного характера, в которых погибли 844 человека, прямой ущерб составил 7 млрд 462,1 млн сомов.

Чрезвычайные ситуации оказывают негативное воздействие на социально-экономическое развитие регионов.

Чрезвычайные ситуации необходимо рассматривать как сквозное направление, пронизывающее все отрасли экономики и сферы развития и затрагивающее широкий спектр вопросов, связанных с опасными процессами и явлениями геофизического, природного, техногенного, социального и конфликтного характера.

При стратегическом планировании развития и формирования соответствующих бюджетов на территориальном и региональном уровнях необходимо предусматривать мероприятия по мониторингу, прогнозированию, предупреждению и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Выбор региональной политики

3.1. Принципы формирования политики

Формирование новой региональной политики необходимо осуществлять исходя из новых принципов. В настоящей Концепции ключевыми принципами, предлагаемыми в качестве основы, являются:

  Первое. Переход государственной политики от отраслевого подхода к комплексной модели развития регионов, основанной на их самобытности, специфичности и специализации.

  Второе. Фокус на многоцелевой характер развития регионов и, как следствие, учет всех аспектов их жизнедеятельности, с главным акцентом на создание условий для реализации возможностей граждан и получение всего спектра государственных социальных услуг.

  Третье. Субсидиарность как близость к населению центров, предоставляющих социальные услуги и ответственных за создание локальных условий для развития территорий.

  Четвертое. Изменение принципа дотационного выравнивания и поддержки отстающих территорий и переход к принципу территориальной избирательности и концентрации сил и средств на опорных территориях.

  Пятое. Децентрализация системы местного управления для стимулирования местной активности, опора на местную инициативу и обеспеченность ресурсной поддержкой для начала процесса саморазвития территорий.

  Шестое. Усиление функций государственной политики развития регионов целевыми государственными инвестиционными программами, ориентированными на сопряженные территории и дающие максимальный эффект регионального мультипликатора.

  Седьмое. Системность и последовательность управления процессом развития регионов со стороны субъекта политики в целях обеспечения управляемости и целостности страны, соблюдения национальных и региональных интересов.

Восьмое. Переход к планированию развития с учетом обязательного включения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

3.2. Выбор подхода к развитию регионов

С учетом структурно-функциональной схемынастоящая Концепция будетнаправлена на формирование и экономическое развитие «центров регионального развития» и городские агломерации и прилежащие к ним опорные территории. Это также исходит из ограниченности ресурсных возможностей государства и обуславливает потребность в концентрации средств на приоритетных территориях. В связи с этим будет выбран стимулирующий тип региональной политики.

Решение социальных, политических, общественных проблем невозможно без подъема экономического потенциала регионов, без их устойчивого развития. Цели региональной политики могут быть достигнуты лишь при реализации преимущественно экономически жизнеспособных проектов. Для практической реализации потребуется разработка более детальных планов, прогнозов, проектов в отобранных объектах. В настоящее время наиболее вероятными и подходящими инструментами могут стать законодательные инициативы, предусматривающие особые режимы, пересмотр финансово-экономических взаимоотношений между «центром» и регионами, создание специализированного инвестиционного фонда по содействию развития регионов, специализация регионов и формирование кластеров.

В отношении всех региональных объектов необходимо сформировать государственную политику. Однако в отношении каждого из них потребуется индивидуальный подход. При этом главенство и приоритет должны сохраниться за развитием «центров развития и опорных территорий».

Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в два этапа.

Первый этап является пилотным, в течение которого предусматривается разработка программ/бизнес-планов развития пилотных населенных пунктов, анализ социально-экономического развития регионов с выявлением имеющихся резервов и неиспользованных возможностей. Будут исследованы возможности реанимации и диверсификации простаивающих и действующих предприятий, работающих на местном сырье.

На втором этапе будет осуществляться полномасштабная реализация Концепции.

3.3. Внешние рамки региональной политики

Развитие современного мира предполагает взаимопроникновение и взаимосвязанность процессов, происходящих в одних странах, на ситуацию в других. Региональная политика должна предусматривать наиболее существенные мировые и региональные тренды, способные повлиять на внутреннюю политику в отношении территорий. Учет внешних рамок позволит учитывать фактор потенциальной конкуренции регионов республики в рамках Центральной Азии с регионами других стран.

Одним из главных трендов будет усиление процессов глобализации, охватывающих сырьевые, товарные, финансовые, человеческие, транспортные и технологические потоки.

Одной из главных характеристик будущего периода является переход мировой экономики на новую технологическую основу, связанную с развитием нано-технологий, биотехнологий, композитных материалов, информационных технологий, альтернативных источников энергии и новой медицины.

Одновременно с этим будет усиливаться конкуренция за  ресурсы,спрос на которые будет возрастать – энергетические, продовольственные, водные.

Расширениеинтеграции Центральной Азии в мировые хозяйственные процессы растет. В экономическом плане существенное значение окажут такие факторы, как территориальная близость региона со стремительно развивающимся Китаем; наличие углеводородного сырья, свободных земельных ресурсов; географическое расположение между Европой и Азией.

С другой стороны, в плане военно-политических аспектов регион граничит с Афганистаном, по-прежнему являющимся потенциальной зоной рисков. 

Все большую актуальность приобретают вопросы безопасности окружающей среды. В регионе уже имеются негативные примеры нерационального использования природных ресурсов. Будет расти напряженность, связанная с региональной водной тематикой.

Необходимо принять во внимание утвержденную Китайской Народной Республикой политику создания агломераций и формирования 100 городов с населением, превышающим 1 млн человек. Также необходимо учитывать планы развития западных территорий Китая и стремление обеспечить логистические пути до Европы. В связи с чем при пространственном планировании необходимо оценитьпотенциал проекта создания железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

Из транснациональных проектов, способных повлиять на внутреннюю региональную политику, являются энергетические и в первую очередь-CASA-1000. Развитие территорий и размещение производительных сил нужно планировать с учетом масштабных проектов. Целесообразно рассмотреть международные инициативы, связанные с восстановлением и модернизацией идеи Великого Шелкового пути.

При формировании политики развития регионов должны учитываться исторические основания интегрированности экономических отношений с соседними государствами, с учетом современных реалий.

4. Общее видение концепции и ожидаемые результаты

На 2017-2019 годы рост ВВП прогнозируется в основном за счет вкладов Чуйской, Джалал-Абадской, Иссык-Кульской, Ошской областей и города Бишкек. Суммарный вклад этих областей составит 84,4%, что непосредственно будет связано с деловой активностью в данных регионах и высокими доходами населения по сравнению с другими областями республики (Таблица 1.).

Ожидается, что до 2019 года в республике будет ежегодно создаваться 70 тысяч рабочих мест. Наибольшее количество рабочих мест будет создано в Чуйской области (18,2 тыс.), в городе Бишкек (15,7 тыс.), в Джалал-Абадской области (15,2 тыс.). Среднемесячная оплата труда возрастет до 18 320 сомов.

 

Таблица 1. Основные прогнозные показатели

развития регионов до 2019 года

Наименование области

ВРП (млн.сомов)

Рабочие места (чел.)

Среднемесячная оплата труда (сомов)

 

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Республика, всего

494 444

541 405

598 646

70 000

70 000

70 000

15420

16 700

18 320

Баткенская

19 922

21 745

23 875

6 429

6 428

6 429

10920

11 845

13 006

Джалал-Абадская

56 427

62 228

69 430

15 233

15 240

15 232

13 837

14 920

16 365

Иссык-Кульская

55 843

57 627

63 334

1 915

1 914

1 915

18 750

19 020

19 570

Нарынская

14 188

15 696

17 332

3 102

3 103

3 102

14 500

15 686

17 105

Ошская

37 368

40 569

45 010

6 662

6 655

6 675

9 873

10 682

11 764

Таласская

15 860

17 306

18 865

1 806

1 805

1 806

11 265

12 243

13 600

Чуйская

77631

85 035

94 627

18 265

18 265

18 266

12 921

13 984

15 276

Город Бишкек

189890

211 282

233 054

15 705

15 706

15 725

18 875

20 463

22 375

Город Ош

27316

29 917

33 120

883

884

850

14 270

15 618

17 160

 

Каждый регион Кыргызской Республики предоставит своим жителям необходимые условия через создание безопасной, благоустроенной и экологически чистой среды жизнедеятельности.

В процессе развития регионов республики будут поддержаны и стимулированы стремления жителей к профессиональной, творческой, предпринимательской, культурной и образовательной самореализации.

Все регионы станут примером мультикультурного многообразия и полиэтнической толерантности. Интересы и ценности кыргызской культуры будут уважаться и преумножаться всеми гражданами Кыргызской Республики.

Бизнес и инвестиционная среда в регионах будут конкурентоспособными в межрегиональном контексте и будут привлекательны для национального бизнеса и иностранных инвестиций. Пять городов станут наиболее привлекательными в Центральной Азии и войдут в список самых посещаемых городов.

Разрыв в региональном развитии между территориями будет минимальным. Сильные регионы будут стимулированы к дальнейшему процветанию, а в дотируемых будут эффективно реализовываться программы поддержки для скорейшего выхода на путь саморазвития и самообеспечения.

Будут разработаны и  реализовываться трансграничные программы развития приграничных территорий.

Система ожидаемых показателей на долгосрочный период должна предусматривать интегральные ориентиры:

- повышение качества жизни (протяженность автодорог, обеспеченность чистой питьевой водой, уровень занятости населения, уровень реальных доходов, уровень качества образовательных и медицинских услуг);

- укрепление экономического потенциала (уровень капитализации инфраструктуры, уровень капитализации предприятий, совокупный экспорт продукции, совокупная доля в региональном производстве, доля дотационных территорий, объем привлеченных инвестиций);

- расширение многообразия жизни (количество ярких примеров научной, творческой, бизнес, культурной интеллигенции, качество и количество объектовсоциально-культурной инфраструктуры, количество социально-культурных мероприятий и событий);

- укрепление  местного самоуправления (уровень безопасности среды, высокий уровень общественного доверия и прозрачность принимаемых решений, высокая социальная мобильность и общественное участие в проектах, сбалансированность интересов различных социальных групп).

В ходе разработки концепций территориального развития, стратегий, программ комплексуказанных индикаторов необходимо разделить на группы.

5. Концептуальная конструкция

5.1. Точки регионального развития

В условиях ограниченности финансовых ресурсов одновременное развитие всех регионовневозможно.Поэтому в настоящей Концепции предлагается выделить 20 населенных пунктовв качестве базовых точек роста регионов.

Выбор городов обусловлен тем, что города имеют значительно больше многоплановых возможностей для своего развития. К тому же города располагают необходимыми условиями для успешного старта - законодательную базу, бюджет, территорию (земли), встроенность в систему государственного управления, действующий бизнес и экономически активное население.

Точки роста регионов возьмут на себя роль регионального центра интенсивного развития индустриальных парков и промышленных кластеров. Обязательным условием должно стать размещение в опорных городах территориальных органов государственной власти, центров обслуживания населения (ЦОН) и центров обслуживания бизнеса (ЦОБ), логистических центров, объектов социального назначения. Целенаправленное развитие городов автоматически вовлечет в их сферу экономического развития сеть предприятий и хозяйств соседних регионов, откроет для них новые возможности для расширения и укрепления местного бизнеса.

Развитие точек роста регионовпредусматриваетпроведение определенных организационно-управленческих мероприятий и исследовательских работ. Поэтому первоначально необходимоопределить приоритетные проекты социально-экономического направления для 20населенных пунктов.

Наиболее подходящие города и селадля формирования на их базе точек роста – Бишкек, Ош, Каракол, Балыкчы, Нарын, Кочкорка, Токмок, Кара-Балта, Талас, Исфана, Баткен, Кадамжай, Узген, Кара-Суу, Сары-Таш, Таш-Кумыр, Кара-Куль, Джалал-Абад, Кербен, Кочкор-Ата. Города Бишкек и Ош, как более перспективные и успешные, необходимо развивать по отдельным программам.

С учетом ограниченности государственных ресурсов предлагается на базе разработанных критериев распределить поддержку развития городов на этапы. На каждом из трех этапов целесообразно сфокусировать внимание на 5-6 городах.

На основании результатов дополнительных исследований необходимо разработать программы/бизнес-планы развития отобранных населенных пунктов с определением основных приоритетных направлений. Эти программы должны в полной мере учитывать специфику региона, его преимущества и потенциальные возможности для дальнейшего роста. В основе региональных программ должно быть заложено стимулирование естественных преимуществ регионов в экономической, этнокультурной, социальной, географической и хозяйственной деятельности. При этом ограниченные ресурсы должны направляться на поддержку тех проектов, которые в наибольшей степени реализуют конкурентные преимущества регионов. Все социальные обязательства государства перед гражданами должны выполняться в полном объеме.

Роль отобранных населенных пунктов заключается в ускоренном формировании на своей территории необходимых социальных, экономических, коммуникационных и логистических инфраструктур. Все промышленные и перерабатывающие производства должны быть ориентированы на использование местного сырья и продукцию местных сельхозпроизводителей.

Логистические центры вгородах должны стать специализированными предприятиями, основными функциями которых являются хранение и сбыт товаров и готовой продукции, таможенное оформление, предоставление информационных услуг экспедиторским и транспортным компаниям. Также предусматривается техническое обслуживание транспортных средств, оказание брокерских и других видов услуг.

В дальнейшем логистические центры будут объединены в логистические сети. Развитая система логистических центров позволит сократить цепь поставок и оптимизировать товарные потоки, эффективно решить проблему доставки грузов от поставщика к потребителю в кратчайшие сроки и с наименьшими финансовыми затратами. Поэтому главной задачей логистических центров является обеспечение транспортной функции экономических кластеров.

В целях защиты процессов и результатов развития от различного рода факторов риска геофизического, природного, техногенного, биолого-социального и конфликтного характера необходимо обеспечение комплексной безопасности населения и территорий путем перехода от территориально-производственного принципа организации гражданской защиты к территориально-отраслевому. Необходимо сделать упор на вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с урбанизацией, в частности в новостройках, где не должны возводиться здания и сооружения, не устойчивые к различного рода опасностям. В административно-территориальной единице необходимо создать собственные силы экстренного реагирования (добровольные пожарные и спасательные группы).

5.2. Специализация регионов

Специализация каждого региона республики обусловлена природными ресурсами и экономическими условиями развития.

Определение экономических приоритетов региона должно основываться на его исторической специализации. Важно соблюдать соответствие экономического хозяйства центров развития его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в  территорию центров развития. При этом, в зависимости от избыточности или нехватки трудовых ресурсов, следует содействовать развитию трудоемких или иных производств.

Баткенская область

С момента образования Баткенской области доля добавленной стоимости, созданной  в сельском хозяйстве области, остается неизменной и составляет практически 50 процентов.

Анализ объемов произведенной в области продукции показывает, что приоритетными отраслями для Баткенской области являются растениеводство и животноводство.

Продукция производителей сельскохозяйственной продукции, особенно главный брэнд области – сушеный урюк, ориентирована преимущественно на рынки соседних стран, в частности, Таджикистана. Поэтому точкой роста первого уровня для Баткенской области является производство экологически чистых сухофруктов для стран ближнего и дальнего зарубежья. Точкой роста области второго уровня станет развитие животноводства.

Ключевой задачей для Баткенской области является решение вопроса удаленности и изолированности от основных транспортных коммуникаций и основных точек экономической активности республики.

Чрезвычайно важным для области является решение водной проблемы. В связи с этимвторой ключевой задачей являются реконструкция и модернизация ирригационной системы области.

Третьей задачей для области является запуск перерабатывающих предприятий в целях снижения уровня безработицы и, как следствие, снижение масштабов миграции наиболее активного и трудоспособного населения.

Город Бишкек

Экономика города Бишкек является в наибольшей степени диверсифицированной, что усиливается политическим значением города в Центральной Азии.

Город Бишкек имеет потенциал стать главным логистическим и финансовым центром регионального масштаба. В целях развития города Бишкек как главного логистического и финансового центра регионального масштаба необходимо приведение всей обслуживающей инфраструктуры до уровня международных стандартов. В первую очередь это касается транспортной, жилищно-коммунальной инфраструктуры, вопросов безопасности, качества сервисных услуг. В валовом региональном продукте города Бишкек доля услуг занимает ключевую позицию, в частности торговля, транспорт и связь.

Точкой роста первого уровня для города Бишкек является преобразование его в региональный сервисный информационно-коммуникационный центр. Точками роста второго уровня станут превращение города Бишкек в центр делового и образовательного туризма.

Джалал-Абадская область

Джалал-Абадская область имеет три наиболее перспективных для развития направления. Это – сельское хозяйство, промышленность и туризм. Анализ соотношения объемов произведенной продукции по приоритетным отраслям показывает, что гидроэнергетика является конкурентным преимуществом Джалал-Абадской области.

Точкой роста первого уровня для Джалал-Абадской области является гидроэнергетика. Точками роста области второго уровня станут производство экологически чистых продуктов животноводства и растениеводства для стран ближнего и дальнего зарубежья и туризм.

В сельском хозяйстве важным является обеспечение доступа к кредитным ресурсам, поддержка поставками минеральными удобрениями и химикатами. Также, как и для Баткенской области, актуальным является улучшение состояния ирригации сельского хозяйства.

Существуют хорошие перспективы для горнодобывающей отрасли, где необходимы создание благоприятного инвестиционного климата и реализация мер по устранению существующих проблем в области законодательства, налогового администрирования и государственного регулирования. Актуальным, как и в целом для страны, является обеспечение гарантий безопасности собственности и инвестиций.

Иссык-Кульская область

В силу природно-климатических условий главным двигателем развития Иссык-Кульской области будет туризм. Озеро Иссык-Куль, по сути, уже является зоной международного отдыха. При условии реализации взаимоувязанных проектов в туристической сфере он станет точкой роста первого уровня для экономики Иссык-Кульской области. В связи с этим необходимо развивать и повышать качество предоставляемых туристических услуг, инфраструктуру и коммуникации, создавать благоприятные условия для развития транспортно-логистического мультимодального центра в городеБалыкчы, предусматривающие развитие современной транспортной инфраструктуры, включающей водный, автомобильный и железнодорожный транспорт, и развитие транзита грузов, товаров и услуг.

 Точкой роста второго уровня является производство продуктов сельского хозяйства, в первую очередь для обеспечения предприятий сферы туризма.Данный регион имеет потребность в качественном семенном материале, восстановлении ирригационных и дренажных систем, предоставлении услуг ветеринарии. Потребуются инвестиции в перерабатывающую отрасль. Иссык-Кульская область также располагает богатыми залежами полезных ископаемых и имеет потенциал для инвестиционных вложений.

Нарынская область

Природно-климатические условия региона являются благоприятными для занятия животноводством. Анализ соотношения объемов произведенной продукции по приоритетным отраслям показывает, что экономикообразующей отраслью Нарынской области является животноводство, которое значительно перекрывает потребности области в мясе. Область является лидером по поголовью лошадей и яков.

Поэтому точкой роста первого уровня для Нарынской области является производство продуктов животноводства для рынков стран ближнего и дальнего зарубежья. В связи с этим необходимо проведение мероприятий по улучшению племенного поголовья скота, улучшению качества ветеринарного обслуживания, улучшению кормовой базы. Потребуются создание мясоперерабатывающих предприятий. Кроме животноводства, имеется большой потенциал для развития горнодобывающей отрасли, куда потребуется привлечение инвестиций.

Точками роста второго уровня в области станут энергетика и развитие транзитной инфраструктуры.

Ошская область

Ошская область ввиду своего географического расположения обладает колоссальным потенциалом для выхода на рынки соседних стран. В связи с этим необходимо создание благоприятных условий для транзита грузов и создание на базе города Ош южного логистического центра. Здесь главными направлениями должны стать поддержание высоких стандартов транспортной инфраструктуры, безопасности и качества сервиса.

Учитывая географо-экономические преимущества, имеющиеся предпосылки и исторически определенную роль области в транзите грузовых и пассажирских потоков Ферганской долины, «точкой роста» первого уровня для Ошской области является развитие транспортной инфраструктуры. Точкой роста области второго уровня станет производство продуктов сельского хозяйства.

При этом основными проблемами сельскохозяйственного сектора являются отсутствие цикла переработки и нехватка минеральных удобрений, недостаточность селекционной работы. В горных районах области ключевой является животноводческая отрасль, в равнинных – растениеводство. Необходимо принять меры по повышению производительности и полной переработке продукции для экспорта. Необходимо изыскать ресурсы для строительства завода по производству минеральных ресурсов.

Город Ош

Учитывая географо-экономические преимущества, имеющиеся предпосылки и исторически определенную роль города Ош в транзите грузовых и пассажирских потоков Ферганской долины, точкой роста первого уровня для города Ош является создание южного логистического центра. Поэтому необходимо изыскать средства на модернизацию и восстановление транспортной инфраструктуры города.Точкой роста второго уровня  станет развитие перерабатывающей промышленности.

Таласская область

Область является важнейшим производителем сельскохозяйственной продукции. Поэтому основными направлениями для развития должны стать повышение производительности в сельском хозяйстве и степень глубины переработки сырья. Учитывая большие возможности рынка Казахстана необходимо наращивание потенциала перерабатывающей промышленности, развитие транспортной инфраструктуры.

Производители сельскохозяйственной продукции, особенно фасоли и картофеля, ориентированы преимущественно на рынки Казахстана, Турции, Ирана. В области есть необходимые предпосылки для развития транспортной инфраструктуры. Кроме этого, таласская фасоль уже востребована зарубежными рынками.

Точкой роста первого уровня для Таласской области является производство экологически чистых продуктов растениеводства для стран ближнего и дальнего зарубежья. Точкой роста области второго уровня станет животноводство.

Как и для большинства регионов, в сельском хозяйстве необходимо решить следующие задачи: обеспечение семенным материалом, оснащение современной сельскохозяйственной техникой, обеспечение минеральными удобрениями и химикатами, обеспечение доступа к финансовым средствам, улучшение систем орошения. Для развития перерабатывающей отрасли потребуется привлечение инвестиций.

Кроме этого, область обладает крупными природными ресурсами и является привлекательной для инвесторов в плане разработки месторождений.

 

 

Чуйская область

Чуйская область имеет лидирующие позиции по уровню развития промышленности, сети инфраструктуры и коммуникаций, уровню благоприятности условий для ведения сельского хозяйства. Исторически территория Чуйской области являлась промышленным центром республики. В большой степени этому способствует развитая инфраструктура.

По сравнению с другими регионами Кыргызстана, в соотношении приоритетных отраслей Чуйской области доля перерабатывающей и легкой промышленности остается на высоком уровне.

Так как промышленная инфраструктура является конкурентным преимуществом Чуйской области, точкой роста первого уровня является промышленное производство.

Одной из главных задач для области должно стать восстановление промышленного потенциала, в частности перерабатывающих предприятий, которые будут стимулировать развитие других отраслей. Важным шагом для этого является обеспечение гарантий защиты права собственности и инвестиций. Кроме того, многие предприятия нуждаются в доступе к долгосрочным инвестициям и заемным средствам.

Точкой роста области второго уровня станет производство продукции сельского хозяйства. В данном направлении необходимо обратить внимание на обеспечение высококачественными семенами и удобрениями, доступ к финансовым ресурсам, обновление сельскохозяйственной техникой, восстановление и реконструкцию ирригационных систем.

Учитывая географическое положение области, на должном уровне необходимо содержать коммуникационные инфраструктуры международного и республиканского значения.

Чуйская область богата горнорудными ресурсами и может рассматриваться как регион, привлекательный для привлечения инвестиций в горные разработки.

5.3. Кластерный подход к развитию

В целях повышения конкурентоспособности экономики регионов необходимо определить эффективную модель региональной экономики, позволяющей максимально использовать существующий потенциал. К одним из наиболее распространенных механизмов реализации государственной и региональной экономической политики относится кластерная политика.

Стимулирование возникновения экономических кластеров должно стать приоритетом политики регионального развития.

Территориальные производственные кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса. Традиционные макроэкономические и отраслевые подходы к развитию малого и среднего бизнеса необходимо дополнить региональным, выражающимся в формировании территориальных производственных кластеров.

К числу основных направлений региональной кластерной политики относятся:

- выявление и мониторинг экономических кластеров на территориальном уровне, в том числе выявление структуры кластера, территориальной локализации его отдельных звеньев;

- формирование коммуникационных площадок для потенциальных участников территориальных кластеров, в том числе за счет их интеграции в процесс разработки и обсуждения стратегий регионального развития;

- способствование консолидации участников кластера (в том числе, через ассоциативные формы), реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки;

- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в аймаках;

- формирование институциональной среды для развития территориальных экономических кластеров.

Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих экономические кластеры в регионах.

Развитие региональных кластеров увеличивает производительность труда и эффективность производства в целом за счет облегчения доступа к поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, а также обслуживающим и образовательным центрам. Одновременно наличие кластеров стимулирует продвижение инноваций, так как компании получают доступ к самой передовой информации по усовершенствованию технологического процесса. В кластерах создаются льготные условия для организации новых фирм и запуска новых типов производств и товаров.

Кластеры образуют благоприятную среду для развития малого и среднего предпринимательства, так как крупные компании нуждаются в большом количестве приспособленных к их технологиям смежных производств, что создает емкий рынок для небольших фирм. Мировая практика показывает, что чем больше развиты кластеры в стране, тем выше в этой стране уровень жизни населения и конкурентоспособность предприятий.

В целом изучение региональных возможностей позволит определить приоритетные рынки сбыта продукции, которые должны обеспечивать максимальное включение региона в систему мирохозяйственных связей и способствовать увеличению объемов экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. Вследствие невозможности на первом этапе организовать максимальную региональную поддержку всем кластерам, которые могут быть организованы в регионе, необходимо четко определить кластеры, формирование которых приоритетно и всячески способствовать их развитию.

Изучение отраслевой структуры экономики регионов показало наличие предпосылок развития следующих кластеров:

- образовательный (города Бишкек и Ош);

- строительный (Чуйская, Ошская области);

- туристический (Иссык-Кульская область);

- нефтехимический (Джалал-Абадская область);

- агропромышленный (большинство территорий, за исключением отдельных районов и городов);

- животноводческий (Чуйская, Нарынская области);

- транспортно-коммуникационный (Нарынская, Ошская, Иссык-Кульская, Чуйская области, г.Бишкек);

- медико-фармацевтический (г. Бишкек).

Кластерная политика в регионах республики должна разрабатываться в зависимости от конкретного товара, ситуации, сложившейся в его производстве, места его в структуре регионального рынка и экспортных поставках региона, перспектив его производства с учетом международного разделения труда.

Такая система должна включать меры:

− по льготному кредитованию предприятий, входящих в регионально значимые кластеры;

− стимулированию производства высокотехнологичной продукции и созданию условий для сокращения выпуска продукции с низкой долей добавленной стоимости;

− на основе проведенной оценки рациональности импорта необходимо разработать систему мер по перепрофилированию убыточных предприятий на производство импортозамещающей продукции;

− по разработке механизма государственных гарантий под внешнее финансирование и поставку продукции в кредит, а также страхование экспорта продукции;

− по содействию в продвижении продукции региональных кластеров на внешние рынки, посредством осуществления выставочно-ярмарочной деятельности;

− по открытию региональных торговых представительств в странах, торговые отношения с которыми являются приоритетными;

− по формированию информационной инфраструктуры, содействующей расширению связей между кластерами, работающими в тех же отраслях;

- по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию на чрезвычайные ситуации каждого кластера.

В целом создание локальных кластеров придаст большой импульс развитию малого бизнеса в Кыргызстане, будет способствовать существенному повышению его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, увеличению доходности региона, позволит решить проблемы занятости населения.

5.4. Межрегиональные связи

Региональная политика должна предусматривать наращивание плотности межтерриториальных и межрегиональных связей.

В силу недостаточной развитости транспортной инфраструктуры, а также в силу природных особенностей рельефа страны связность между отдельными территориями крайне низкая. Фактически существуют районы, которые в реальности являются изолированными.

Анализируя экономическую и социальную активность населения в регионах, можно предположить, что отдельные регионы страны более интегрированы в социально-культурные и хозяйственно-экономические взаимоотношения с сопредельными территориями других государств, нежели с регионами внутри республики.

В республике сформировано несколько пространственных зон, испытывающих экономическое и культурное влияние  сопредельных государств. Данное влияние обеспечивается транспортными, хозяйственными, технологическими, торговыми, культурными, информационными связями. Наиболее выраженные зоны:

первая зона – территории Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областей, граничащих с Узбекистаном;

вторая зона – территории Баткенской области, граничащие с Таджикистаном;

третья зона – близлежащие с Казахстаном районы Таласской области.

В процессе реализации Концепции необходимо учитывать влияние экономики Китайской Народной Республики на экономику Кыргызской Республики. В данном направлении необходимо учитывать территориальную близость и взаимодействие Нарынской, Ошской областей и Китая.

В новой региональной политике должна быть учтена специфика подобных зон и предложены практические шаги по усилению внутренней интеграции территорий в противовес растущим центробежным тенденциям.

В качестве первого шага необходимо решить вопрос информационного охвата всех территорий страны и наполнение его содержанием, ориентированным на сохранение единства и неделимости территории страны. Следующим необходимым шагом должно быть решение вопросов транспортной связности и ликвидации изолированности территорий. Крайне важным являются вопросы обеспечения безопасности собственности и обеспечения правопорядка.

6. Стратегическая повестка

6.1. Источники развития регионов

Основу источников развития регионов составляют бюджетные средства и привлеченные регионами частные инвестиции. Система межбюджетных взаимоотношений должна быть пересмотрена и нацелена на стимулирование развития. Необходимо предусмотреть создание специальных фондов развития регионов.

В настоящее время существуют источники от перечисления средств инвесторами в местные фонды. Любые крупные инвестиционные проекты в рамках программы государственных инвестиций должны осуществляться с учетом программ территориального развития для усиления эффекта.

Другим инструментом привлечения ресурсов для развития территорий должны стать прямые инвестиции. В этих целях для приоритетных территорий необходимо предоставлять инвесторам особый фискальный и инвестиционный режим. Также необходимо ширеприменять механизм ГЧП.

Необходимы меры финансового стимулирования в виде субсидий, льготных займов, в том числе в рамках Кыргызско-Российского Фонда развития. Также возможно для привлечения инвесторов в регионы установление особыхтарифов на электроэнергию.

Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства будет осуществляться за счет средств кредитных организаций, ориентированных на финансирование предпринимательства, а также привлечения инвестиций.

Реализация ряда мероприятий Концепции будет осуществляться с привлечением донорской помощи международных организаций в рамках реализуемых проектов.

Для сокращения финансового разрыва будет проводиться активная работа по привлечению прямых инвестиций и дополнительной донорской помощи. Будет вестись необходимая работа по увеличению бюджетной поддержки процессов развития в регионах.

6.2. Перспективы развития приграничных территорий

Современные теории и практики развития приграничных территорий показывают, что попытки развития таких объектов без параллельного развития прилежащих территорий в соседних государствах видятся малоэффективными. Сегодня требуется комплексное трансграничное развитие сопредельных территорий как единых комплексов.

Поэтому нужны трансграничные структурные схемы взаимодействия с сопредельными государствами по формированию единых и комплексных подходов к развитию подобных территорий, особенно в этом нуждаются труднодоступные и отдаленные, экономически неразвитые территории.

Во-первых, это относится к инфраструктурным проектам (энергетика, транспорт, коммуникации).

Во-вторых, к социально-культурным проектам, учитывающим исторический опыт сосуществования народов в регионе.

В-третьих, к трансграничной охране и бережному использованию природных ресурсов, особенно это касается воды, пастбищ, лесов.

В-четвертых, создание условий для организации торгово-выставочной деятельности, проведения ярмарок, оптовой и розничной приграничной торговли.

Кыргызстан может стать инициатором подобных инициатив. Целесообразно привлечь ресурсы авторитетных международных институтов развития.

Для граждан, проживающих на приграничных территориях, должны быть предусмотрены меры социального, фискального, административного стимулирования. Наиболее приоритетным в этом направлении должны быть рассмотрены приграничные территории Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областей.В целях обеспечения динамичного социально-экономического развития приграничных территорий, в соответствии с решением Совета обороны Кыргызской Республики от 4 июля 2016 года №4,необходимо разработатьНациональный проект развития приграничных территорий на 2017-2023 годы.

7. Функциональные направления региональной политики

7.1. Социальная политика

В социальной политике необходимы меры стимулирования, направленные на повышение экономической занятости и активной социальной поддержки нуждающихся слоев населения.

Следующим важным направлением является обеспечение доступа и качества предоставляемых государством и бизнесом всех видов социальных услуг, в первую очередь образования и здравоохранения. Одним из важных принципов политики должна стать физическая и логистическая доступность современных благ цивилизации, выраженной в получении базовых и гарантированных социальных услуг.

Одной из ключевых задач является привлечение частного капитала в систему предоставления социальных услуг. В связи с чем со стороны государства должны быть предусмотрены нормативно-правовые, фискальные, регулятивные, ресурсные инструменты стимулирования.

Растущие риски, связанные с безопасностью среды, требуют повышенных мер. Для Кыргызстана, находящегося в географической близости с зонами риска, эта задача крайне актуальна. Поэтому меры по обеспечению безопасности и правопорядку должны быть масштабными и затрагивать все уровни жизнедеятельности человека.

Одним из важнейших вопросов в гендерной сфере остается расширение экономических возможностей женщин. В регионах необходимо разработать и внедрить различные модели совмещения трудовой деятельности женщин с семейными обязанностями.

В Кыргызской Республике существенной частью экономики страны становится женское предпринимательство. Необходимо продолжить работу по созданию в регионах инфраструктур поддержки женского бизнеса.

В структуру инфраструктуры по поддержке женского предпринимательства входит проект «Одно село-один продукт». Данный проект, который успешно реализуется в Иссык-Кульской области, планируется внедрить в других регионах. Органам власти в регионах республики необходимо оказывать содействие по внедрению и реализации проекта «Одно село-один продукт».

7.2. Демографические аспекты

Регулярный мониторинг и прогноз демографического состояния республики, а также миграционных процессов и внутренних тенденций в социальной сфере дает возможность оценить реальное размещение производительных сил в регионе на текущий период и на перспективу. В прежних программах и стратегиях развития демографическому аспекту, как правило, не уделялось должного внимания при строительстве объектов социально-экономического назначения. В данном направлении необходимо опираться на качественно-количественный состав местного населения и учитывать историческую специализацию хозяйствующих субъектов.

Точное представление о численности трудоспособного населения и его профессиональный состав в каждом конкретном регионе позволяют определять масштабы будущего производстваи количество занятых работников. Поэтому планирование средне- и долгосрочного размещения промышленного комплекса региона должно основываться на мониторинге и оценке производительных сил.

Осведомленность о количественно-возрастных категориях населения служит основой для расширения/развития социальной инфраструктуры региона – школ, вузов, больниц, поликлиник, объектов культурно-спортивного характера и других. Этот подход обеспечит воспроизводство производительных сил на местах и определит их профессиональную ориентацию.

Подобная информация позволит определить состояние системы социальной защиты, обслуживающей ущемленные слои населения, и объемы финансовых средств на их поддержку.

Численность постоянного населения Кыргызской Республики на конец 2015 года составила 6 млн. человек. Треть постоянного населения (34 %) проживает в городах, а две трети (66 %) - в сельской местности. Информация о соотношении городского и сельского населения не используется в управленческой деятельности. Поэтому необходим постоянный мониторинг демографического состояния каждого региона, результаты которого могут использоваться при принятии организационно-управленческих решений на местах.

7.3. Рынок труда

Цель Концепции с точки зрения эффективного использования человеческих ресурсов будет достигаться за счет создания в Кыргызской Республике современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способнойобеспечивать подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов высшего и среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества. Важно, чтобы различные категории населения могли приобрести необходимые профессиональные квалификации на протяжении всей трудовой деятельности.

Важно ориентировать систему профессионального образования на подготовку кадров для отраслевых приоритетных кластеров и обеспечение адекватности потребностям рынка профессиональных квалификаций выпускников.

Для повышения производительности труда необходимо решить задачу по подготовке высококвалифицированных рабочих, способных быстро адаптироваться к внедрению технологических инноваций и постоянному повышению операционной эффективности.

7.4. Региональная экономическая политика

Регионы необходимо развивать на основе реализации конкурентных преимуществ, включая их в систему мировых и региональных обменов товарами, финансами, рабочей силой, технологиями и информацией, что и будет определять их конкурентоспособность.

В целом формирование конкурентоспособности регионов будет основано на узкой специализации в тех отраслях, в которых эти регионы имеют наиболее сильные конкурентные преимущества.

Местные власти должны обеспечивать инновации, создавая специальные условия для производства (инновации, квалифицированная рабочая сила, институциональная среда), которые в отличие от базовых условий производства (природные, трудовые ресурсы, имеющиеся производственные фонды) могут формироваться властями и обеспечат их долговременное конкурентное преимущество.

Меры региональной экономической политики должны учитывать реальное состояние дел в регионах, основываться на рыночной специализации, межрегиональной торговле с учетом экологических, социальных и политических особенностей каждого региона. Данные направления являются важнейшим условием перехода регионов к устойчивому развитию. Как указано в Программе по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, опора на них создает уникальные возможности для укрепления потенциала регионов, их финансовой самостоятельности, сохранения экологических преимуществ, обеспечения повышения качества жизни населения за счет развития приоритетных направлений региональных экономик - «локомотивов» устойчивого развития.

В связи с этим стратегической целью Концепции в части управления экономикой в регионах является создание условий для устойчивого развития,способствующих формированию человеческого капитала, повышению уровня жизни населения, формированию эффективной экономики.

Региональную экономическую политику необходимо направить на создание условий рационального размещения и территориальной организации производительных сил. Региональные органы управления и местные органы власти должны способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Так как регионы имеют различные экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности, разные уровни экономического развития, они должны формировать свою рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами. В целях активизации внешнеэкономической деятельности регионов необходимо предусмотреть формирование условий для возникновения межрегиональных связей с регионами стран-членов ЕАЭС, вследствие чего местные власти получат преимущества для реализации собственной сельхозпродукции. Необходимые условия должны будут созданы для активации экспортно-ориентированной деятельности свободных экономических зон республики.

Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике. Они должны способствовать пропорциональному размещению производительных сил, углублению разделения труда между районами, их комплексному развитию и установлению рациональных межрегиональных связей.

7.5. Экологическая политика

Здоровье и процветание населения непосредственно зависят от качества окружающей среды.

Одними из основных путей улучшения качества жизни, здоровья и увеличения продолжительности жизни населения являются снижение неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшение экологических показателей окружающей среды.

Устойчивое развитие регионов через реализацию региональной политики в сфере окружающей среды и здоровья будет достигнуто за счет создания благоприятной окружающей среды, предотвращения деградации экологических систем, сохранения биологического разнообразия, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Должны реализовываться меры по совершенствованию законодательства в сфере охраны окружающей среды, формированию системы координационных советов (совещаний) по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования, созданию и организации работы общественного и научного советов по устойчивому развитию, совершенствованию системы государственного экологического контроля на территориях, обеспечению информационной поддержки принятия решений органами исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования, организации системы поощрений деятельности, направленной на охрану окружающей среды.

Должны быть предусмотрены меры по снижению уровня загрязнения окружающей среды, в том числе за счет внедрения наилучших существующих технологий.Необходимо минимизировать воздействие на компоненты природной среды – поверхностные и подземные воды, почвы, атмосферный воздух, растительный и животный мир.  Сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия является одной из стратегических задач. В условиях Кыргызстана поддержание необходимого уровня разнообразия живых существ имеет особую остроту в связи с тем, что в условиях высоких гор с преобладанием крутых склонов все они находятся в режиме предельного напряжения.

Необходимы меры по сохранению и увеличению территорий лесов и особо охраняемых территорий, внедрению и развитию переработки лесной продукции.

Необходимо создать мотивацию для энерго- и ресурсосбережения в государственных и муниципальных учреждениях. Тем самым, помимо положительного экологического эффекта, будет обеспечена экономия средств государственного бюджета. Органы государственной и муниципальной власти должны создавать условия для внедрения новых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Необходима разработка соответствующих рекомендаций для использования государственными администрациями и органами местного самоуправления

Наряду с экологическими аспектами чрезвычайно важное значение для всей страны в целом и регионов имеет вопрос обеспечениянаселения регионов качественной питьевой водой.

7.6. Инвестиционная политика

Инвестиции в экономику имеют важное значение для стимулирования экономического роста. В рамках региональной политики принципиально важно обратить внимание на актуальные на сегодняшний день вопросы, беспокоящие инвесторов. Это вопросы обеспечения безопасности и конструктивной позиции со стороны местных сообществ. В качестве решения данной проблемы может стать разработка механизмов по эффективному и доверительному взаимодействию инвесторов с местными сообществами в рамках инвестиционных соглашений, учитывающих и закрепляющих обоюдные обязательства и ответственности каждой из сторон.

Другим важным моментом является содействие инвесторам со стороны местных органов власти в получении разрешительных документов, сокращении необоснованного вмешательства. Местные органы власти должны создать максимально благоприятный режим для инвестиций. 

В целях реализации комплексного подхода к улучшению инвестиционного климата в регионах необходимо обеспечить наличие региональных инвестиционных программ/стратегий, создание соответствующего координирующего органа с участием местных бизнес - структур, а также интерактивной площадки для обмена информацией и опытом в сфере привлечения инвестиций и продвижения проектов.

7.7. Развитие инфраструктуры      

Инженерная инфраструктура включает в себя совокупность систем, коммуникаций и сооружений, непосредственно используемых в процессе снабжения и пользования водными ресурсами, электричеством, газом, связью.

Строительство и реабилитация ирригационных систем, а также обеспечение сельскохозяйственных угодий поливной водой должны в основном финансироваться из государственного бюджета и частично - из средств МСУ. Поэтому необходиморазработать среднесрочную программу развития оросительных систем каждого региона, входящего в состав точки/ступени развития регионов.

Внешние системы водоснабжения - источники водоснабжения, гидротехнические сооружения, водопроводные и канализационные очистные станции, коллекторы, насосные станции,системы наружного освещения и газоснабжения - должны поддерживаться средствами МСУ.

Региональная экономика не может эффективно развиваться без развитой транспортной инфраструктуры. Передвижение грузов и людей имеет для развития регионов важное значение и является необходимой связующей частью между ними.

Практика показывает, что наиболее эффективно транспортную функцию выполняют частные автотранспортно-перевозочные кампании, а автотранспортно-пассажирские и железнодорожные перевозки более эффективно выполняют государственные и муниципальные организации.

Транспортная инфраструктура определяет экологическую ситуацию, которую должны отслеживать соответствующие государственные контролирующие органы.

Дороги являются составной частью транспортной инфраструктуры и при строительстве и ремонте требуют наиболее крупных объемов капиталовложений. Ограниченные финансовые возможности органов местного самоуправления не позволяют участвовать в прокладке стратегических магистралей, связующих крупные населенные пункты. Строительство внутренних дорог должно финансироваться из бюджета местных органов самоуправления (мэрии, айылокмоту).

В целях обеспечения безопасности товарооборота и пассажирооборота вдоль транспортных коридоров странынеобходимо усовершенствовать систему мониторинга и прогнозирования лавин, камнепадов, оползней, селей и паводков, а также предусмотреть создание служб экстренного реагирования.

 

7.8. Политика предупреждения чрезвычайных ситуаций

Устойчивое развитие регионов напрямую зависит от комплексной безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, позволяющей достичь цели состояния защищенности населения с сохранением способности нормального функционирования систем жизнеобеспечения, стабильности социально-экономической, экологической и  демографической ситуации.

В международной практике чрезвычайные ситуации характеризуются тремя основными параметрами: наличием ущерба; наличием убытков и потерь (например: вследствие простоев производственных мощностей); негативное воздействие (макро и микро уровни).

Необходим комплексный подход к решению вопросов защиты населения на основе прогнозирования угроз и рисков, совершенствования методов прогноза, предупреждения и ликвидации последствий.

Должны быть предусмотрены меры по внедрению оценки риска на территориях и объектах развития (для точек роста и кластеров) в целях выявления наиболее опасных угроз и разработки прогнозов возможных потерь и убытков.

В целях своевременного оказания помощи пострадавшим требуется совершенствование систем управления путем внедрения единой управляющей системой прогнозирования, предупреждения и раннего оповещения,совершенствования деятельности экстренных служб реагирования, в том числе выработки механизмов создания муниципальных спасательных формирований.

8. Участники процесса взаимодействия

8.1. Роль государственных институтов

Первым шагом в области регулирования развития регионов,учитывая многоплановость и широкий спектр заинтересованных сторон, предлагается создание Национального совета по развитию регионов,задачей которого будет определение основных направлений региональной политики и контроль за исполнением.

Для развития регионов потребуется создание финансового института в качестве фонда регионального развития, ответственного за финансирование региональных инициатив, способствующих росту социально-экономического потенциала регионов.

Потребуется создание системы регионального мониторинга, главной задачей которого является обеспечение надежной и объективной основы для выработки государственной политики в отношении территорий, формирование краткосрочных прогнозов по перспективам управляемых регионов, для принятия сфокусированных и своевременных мер по приоритетным направлениям.

Исходя из настоящей Концепции, потребуется пересмотр нормативной правовой базы, регулирующей функционирование регионов. Необходимо подготовить просчитанные, выверенные, взаимосвязанные и не содержащие противоречия законодательные основы, определяющие ключевые аспекты в отношении территорий.

Необходимо наращивать взаимодействие с международными институтами и организациями в целях получения финансовой и технической поддержки при реализации Концепции.

8.2. Роль местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой важнейшую форму народовластия, непосредственно выражающую волю народа. Местная власть максимально приближена к населению, затрагивает интересы каждого человека, решает большинство его насущных проблем.Социальная роль местного самоуправления, которое одновременно выступает формой самоорганизации граждан, сознательное участие граждан в выработке достойных условий жизни на определенной территории способствует формированию у них ответственности за решение местных проблем.

Затрагивая управленческую роль МСУ, необходимо выделить такую проблему в системе государственного управления, как неурегулированность вопросов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Существующая практика на местах показала, что устранение местных органов управления из системы государственной власти способствовало неэффективному проведению региональной политики.Принцип полной независимости органов местного самоуправления по объективным причинам (финансовым, кадровым, административным и т.д.) может привести к тому, что органы местного самоуправления не в состоянии будут осуществлять не только делегированные им государственные полномочия, но и решать вопросы местного значения.

Конституцией Кыргызской Республики установлено разграничение полномочий государственной власти и местного самоуправления. Важной проблемой является определение компетенций органов местного самоуправления, а также их прав и обязанностей. Эффективность деятельности государства, его управленческой системы напрямую зависит от рационального распределения обязанностей между всеми уровнями власти, в том числе органами МСУ, поэтому необходимо продолжать работу в поисках оптимального баланса.

Продолжает оставаться актуальным вопрос о повышении эффективности работы органов МСУ в плане предоставления качественных и оперативных муниципальных и делегированных государственных услуг населению. В настоящее время органам МСУ выгоднее существовать на бюджетные дотации из республиканского бюджета, чем создавать условия для роста экономической деятельности на их собственной территории, что напрямую отражается на общем нестабильном состоянии экономики страны.

Также необходимо укрепление местного самоуправления, которое невозможно без механизмов контроля со стороны государства и общества за деятельностью органов местного самоуправления – главы МСУ и местного кенеша.

8.3. Участие общественности в управлении

Консолидация членов местных сообществ и развитие института гражданского общества на местном уровне предполагают создание условий и всестороннее содействие развитию гражданского общества на местном уровне как дополнительного способа удовлетворения интересов членов местного сообщества.

Основная цель органов местного самоуправления – увеличение объема и повышение качества предоставляемых услуг населению.

Граждане, объединенные в общественные и иные некоммерческие организации, должны осуществлять контроль над соблюдением прав и законных интересов населения, пользующихся государственными и муниципальными услугами. В связи с этим необходимо определить цели и задачи общественного мониторинга и оценки, разработать индикаторы и систематически проводить анализ удовлетворенности населения качеством получаемых услуг.

Такой подход является инструментом передовой практики проведения обследований, направленных на улучшение работы в сфере оказания услуг населению. Он используется для установления обратной связи с гражданами с помощью проведения выборочного обследования различных аспектов качества оказываемых услуг, о которых получатели имеют наиболее полное представление, и дает возможность государственным ведомствам выявить сильные и слабые стороны в своей работе.

Прозрачность принятия стратегических решений на этапе формирования – основа обеспечения подотчетности МСУ перед гражданами. Проекты управленческих документов, в том числе бюджеты, должны обсуждаться с независимыми экспертами и гражданским обществом, с осуществлением независимого анализа документов.

В регионах необходимо внедрять основные формы участия граждан в принятии решений: общественные и открытые слушания в местных кенешах; делегирование представителей общественности в специальные комиссии, принимающие решения; публикация материалов по всем важным вопросам, в том числе бюджетным, в средствах массовой информации и др.

В целом это будет способствовать определению приоритетных направлений проведения реформ и мер, направленных на устранение недостатков в деятельности органов местного самоуправления и привлечение внимание к выявленным проблемам. В результате обратной связи, которая обеспечивает получение информации о качестве и адекватности обслуживания от реальных получателей государственных услуг, документированный анализ служит основой и источником получения достоверной информации для корректировки деятельности местных сообществ и органов местного самоуправления.

9. Механизмы реализации

9.1. Стратегическое планирование

Для обеспечения устойчивого развития регионов необходимо изменение системы управления в части разработки и эффективной реализации стратегий и программ развития. При этом бюджетное планирование является  ключевым элементом обновленной системы управления, при условии, что эффективность предполагает достижение заданных результатов с использованием минимально возможного объема средств.

Процесс управления состоит из ряда взаимозависимых шагов: определения ясных, четких целей, разработки реалистичных планов действий для их достижения, систематического контроля и измерения достижения целей и промежуточных результатов, принятия необходимых корректирующих действий для получения запланированных результатов.

При этом система управления должна предусматривать документы стратегирования, определяющие целеполагание, ключевые меры политики,направленные надостижение поставленных целей. Стратегии и программы по их реализации должны разрабатываться, планироваться и реализовываться совместными усилиями органов МСУ, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных и научно-образовательных организаций (вузов).

Задачей государственного управления и органов МСУ является создание механизма бюджетирования, включающего привязку целей развития, объемов и источников финансирования, конкретных результатов и обеспечение финансового контроля. Должен быть внедрен механизм разработки согласованных планов финансирования различных организаций для выполнения бюджетной программы. Должна быть обеспечена непрерывность цепочки задачи -  мероприятия -  необходимые ресурсы -  выделенные средства -  достигнутый результат.

Успешная реализация стратегий и программ развития требует наличия соответствующего институционального, административного и человеческого потенциала. При этом функции, структура муниципальных институтов должны решать максимум задач по достижению целей стратегий и программ.

Необходимо внедрить механизмы стимулирования. Специалисты должны быть заинтересованы в решении задач стратегии. Необходимо создать для них наиболее благоприятные условия для выполнения своих должностных обязанностей, а также, определить оптимальные формы материального и нематериального стимулирования к эффективной деятельности по решению задач стратегий и программ.

В результате мониторинга и оценки реализации стратегий/программ могут быть выявлены процессы и факторы, исходя из которых, потребуется внесение изменений в стратегию развития регионов, планы действий, финансирование. В связи с чем необходимо формирование системы управления изменениями, обеспечивающей внесение корректировок в стратегические документы.

В настоящее время, исходя из необходимости повышения эффективности местного самоуправления, приоритетным становится вопрос взаимодействия между уровнями власти. Системность государственного управления предполагает для каждого уровня управления не только четко определённые функции и полномочия, но и обеспеченность данных полномочий финансовыми ресурсами.

Важно участие граждан в процессах формирования политики развития региона и бюджетной политики. Для обеспечения участия граждан в процессах формирования политики развития территории и бюджетной политики необходимо обеспечить широкое представительство и участие граждан при определении ключевых направлений развития и целевых ориентиров, а также, доступ жителей к информации о формировании и исполнении местного бюджета.

Бюджетирование, ориентированное на результат и обеспечивающее социальную и экономическую эффективность, в мире известно как бюджет на программной основе. В рамках бюджета на программной основе финансовые ресурсы распределяются с учетом и в зависимости от стоящих конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами программ развития территории.

Задача начального этапа внедрения новых принципов формирования бюджета со всеми необходимыми атрибутами потребует изменения нормативно-правовой базы как на уровне МСУ, так и на национальном уровне, регламента работы местного кенеша, бюджетного календаря, а также соответствующих методологических документов. Соответственно, будут определены роли и принципы взаимодействия всех участников процесса стратегирования и бюджетирования.

9.2. Целевые программы

В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики заложена одна из основополагающих идеологом – переход от распыления инвестиций к их концентрации (национальные проекты). Одним из инструментов, реализующих это направление, является разработка целевых комплексных программ.

Целевая программа – это документ, предлагающий пути развития региона исходя из анализа современного состояния региона, проблем, возможностей.

Основой целевых программ является система мероприятий, заданий, включающая социальные, производственные, технологические, организационные и другие работы. Система мероприятий должна быть направлена на достижение программных целей и сбалансирована по ресурсам, исполнителям и срокам. Для повышения эффективности программ очень важна последовательность, поэтапность и комплексность намечаемых работ.

Целевые комплексные программы нацелены на реализацию национальных проектов, на точечное вложение финансовых средств, гарантирующее максимальную эффективность. Национальные проекты должны быть реализованы в первую очередь в стратегических отраслях экономики.

В сельском хозяйстве - решение проблемы нехватки поливной воды, строительство и реабилитация оросительных систем, создание агропромышленных кластеров, развитие сельхозкооперации, инфраструктуры по экспорту сельскохозяйственной продукции в страны ЕАЭС и другие.

В энергетике - усиление надежности энергоснабжения и повышение экспортного потенциала в энергетической отрасли, строительство ГЭС, развитие малой энергетики, обеспечение энергетической безопасности.

В сфере транспорта и коммуникаций - строительство и реабилитация международных транспортных коридоров и автомагистралей, модернизация национальной системы организации воздушного движения, развитие железнодорожной инфраструктуры.

Будут реализованы программы  социальногоблока в сфере образования, здравоохранения, защиты детей, спорта.

Для развития каждой территории должны быть предложены целевые комплексные программы социально-экономического развития регионов.

9.3. Бизнес-моделирование развития территорий

В рамках настоящей Концепции для развития опорных городов и других отобранных населенных пунктов предлагается впервые использовать инструменты стратегирования и бизнес-планирования. Данный подход комплексно ранее не использовался, но вместе с тем доказал свою высокую эффективность в бизнесе.

Суть подхода заключается в использовании комбинированных инструментов бизнес-моделирования развития. Главным моментом является выбор ключевого пользователя и потребителя продуктов муниципального функционирования. Другой блок ключевых вопросов связан с выбором и детализацией продуктов, целью которых является удовлетворение ожиданий жителей населенных пунктов. Обязательное отражение найдут вопросы ресурсного обеспечения и наличия необходимой инфраструктуры для удовлетворения потребностей клиентов. Каждая бизнес-модель города и отобранного населенного пункта будет содержать вопросы финансовой эффективности территорий. Как и любая система, модель городов будет отражать структуру основных бизнес-процессов и организационные структуры.

Началу процесса традиционно будет предшествовать формирование стратегической повестки (видение, цели, ценности, ориентиры). На основе стратегической повестки и бизнес-модели развития отобранных городов и селдолжны быть подготовлены детальные бизнес-планы, включающие финансовую модель, маркетинговую модель городов, детализированный план действий, систему оценки рисков. Обязательным элементом будут кратко- и среднесрочные бюджеты городов исходя из выбранной модели развития.

В рамках Концепции будут разработаны 20 бизнес-планов для отобранных точек регионального развития.

 

9.4. Риски и угрозы реализации Концепции

Реализация Концепции сопряжена со следующими рискамии угрозами:

- снижение темпов роста экономики;

- снижение уровня инвестиционной активности;

- изменение цен на энергоносители и транспортные перевозки, товары первой необходимости;

- экономические кризисы соседних государств;

-недостаточность технической и нормативно-правовой поддержки реализации задач;

- недостаточность доступных финансовых ресурсов;

- некомпетентность и низкая квалификация служащих региональных структур.

Выбор отраслей, призванных составить ядро региональных кластеров, ограничен специфическими региональными условиями развития промышленности. Необходимо определить способы управления рисками в процессе развития региональных кластеров.

 

9.5. Законодательные инициативы

Исходя из положений настоящей Концепции целесообразно внестисоответствующие поправки в законы Кыргызской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики», «О горных территориях Кыргызской Республики». 

Наряду с указанными законами должны быть инициированы другие нормативные правовые акты, формирующие новые подходы к стимулированию самостоятельного развития регионов, привлечению инвестиций и повышению деловой активности населения, перераспределению общегосударственных налогов между республиканским и местными бюджетами, предоставлению субвенций, дотаций и субсидий регионам, порядок и источники финансирования крупных инвестиционных проектов, имеющих мультипликативное воздействие на регионы, порядок и механизм отбора опорных городов и территорий, подлежащих включению в программы стимулирования, а также «проблемных», нуждающихся в поддерживающей политике.Подготовка всей совокупности законодательных инициатив и нормативных правовых документов должна осуществляться на базе единого органа, ответственного за реализацию региональной политики, и в рамках методов, определенных и утвержденных Национальным советом. 

 

9.6. Мониторинг и оценка

В целях оценки эффективности реализации Концепции будет разработана система мониторинга региональных социально-экономических показателей. Основными инструментами реализации Концепции станут программы развития.

В ходе мониторинга будет оцениваться достигнутый прогресс и приниматься политические решения по оптимальному использованию ресурсов и выбору альтернативных возможностей для последующих шагов.


 

 

Список сокращений:

ЕАЭС – евразийский экономический союз

ГЧП – государственно-частное партнерство

ВВП – валовый внутренний продукт

МСУ – местное самоуправление

ГЭС - гидроэлектростанция

Кластер - (по определению М. Портера) - это географические сосредоточения взаимосвязанных предприятий, компаний, специализирующихся на поставках определённого типа продукции, обслуживающих организаций, компаний, работающих в смежных отраслях, и связанных с ними институтов (например, университетов, устанавливающих стандарты агентств и торговых объединений) в конкретных отраслях промышленности, конкурирующих, но также сотрудничающих между собой.

Кластерный подход – эффективное направление развития территорий через создание кластеров.