Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Приложение 1

 

 

 

Утверждена
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 21 апреля 2017 года № 237

КОНЦЕПЦИЯ
развития сельскохозяйственной кооперативной системы в Кыргызской Республике на 2017-2021 годы

1. Введение

Сельскохозяйственный кооператив (далее - сельхозкооператив) является одним из важных сегментов кооперативной системы, направленной на повышение благосостояния и обеспечения занятости сельского населения, на развитие социальной инфраструктуры села, главной задачей, которой является организация по укрупнению и консолидации мелких крестьянских и фермерских хозяйств (далее - КФХ) в сельхозкооперативы, а также создание потребительской кооперации в сельских регионах по приемке, хранению, транспортировке и реализации продукции КФХ, сельхозкооперативов, индивидуальных предпринимателей.

Концепция предусматривает решение проблем развития сельхозкооперативов и призвана создать необходимые условия для решения финансово-экономических задач, содействовать реализации целей социально-экономического развития республики до 2021 года.

2. Анализ текущей ситуации

Развитие сельхозкооперативов в Кыргызской Республике находится на начальном этапе и играет важную роль в укреплении экономики, конкурентоспособности, улучшении условий хозяйствования и создании стимулов для роста товарной продукции.

Мероприятия Государственной программы развития сельскохозяйственного кооперативного движения в Кыргызской Республике, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 декабря 2002 года № 875, не реализованы, не произошло развития сельхозкооперативов.

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, количество действующих сельхозкооперативов по сравнению с 2006 годом сократилось в 3 раза. В 2006 году было зарегистрировано 1240 кооперативов, в 2016 году - 360, из них: в Чуйской области - 56; Иссык-Кульской - 49; Ошской - 49; Джалал-Абадской - 97; Таласской - 72; Нарынской - 23; Баткенской - 13.

Анализ деятельности кооперативного движения показал, что сельхозкооперативы имеют значительный нереализованный потенциал и в перспективе займут важное место в решении долгосрочных социально-экономических проблем сельского населения.

Развитие сельхозкооперативов в Кыргызской Республике началось в период реформирования колхозов и совхозов и проведения земельной и аграрной реформ, которые были направлены на формирование рыночного хозяйства и предусматривали предоставление экономической и производственной самостоятельности сельским товаропроизводителям, введение частной собственности на землю и другие средства производства.

Распределение земли по долевому признаку привело к развитию мелкотоварного производства, к доминированию на селе мелких крестьянских хозяйств, которые имеют небольшие доходы и ведут натуральное хозяйство. Такие хозяйства ограничены в возможности получения технических, товарных и финансовых ресурсов, что является главным препятствием для дальнейшего их развития.

Разделение земель на мелкие участки не позволяет эффективно использовать севооборот полей, что приводит к нерациональному использованию поливной воды, техники и финансовых средств.

Как показывает мировой опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания КФХ является создание сельскими товаропроизводителями сельхозкооперативов.

Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11 (далее - Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики), определено, что стратегическим направлением по преобразованию сельского хозяйства в среднесрочной перспективе станут проведение реформ, направленных на укрупнение и консолидацию мелких крестьянско-фермерских хозяйств в сельхозкооперативы - "точек роста", создание благоприятных условий для их деятельности.

Современные тенденции развития сельхозкооперативов показали, что вопросы маркетинга и сбыта продукции имеют важное значение. Организация маркетинга продукции сельхозкооперативов осуществима при проведении мероприятий по возрождению системы потребительской кооперации на селе.

3. Цель и задачи Концепции

Основной целью Концепции является развитие сельхозкооперативов в Кыргызской Республике, направленное на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности страны.

Для реализации вышеуказанной цели Концепция предусматривает решение следующих задач:

- создание благоприятных правовых условий для эффективной деятельности сельхозкооперативов;

- совершенствование механизма финансово-кредитной поддержки кооперативных форм хозяйствования;

- организация инфраструктуры села и внедрение элементов кооперативного управления в сельском хозяйстве;

- развитие системы научного, информационно-консультативного и кадрового обеспечения сельхозкооперативов.

4. Основные направления развития сельскохозяйственного кооперативного движения

В условиях развития рыночных отношений необходимо выработать единую государственную политику по развитию сельхозкооперативов в Кыргызской Республике, формированию благоприятной правовой среды, созданию необходимых условий для их экономического роста.

Концепцией предусматривается развитие сельскохозяйственного кооперативного движения в республике в 2 этапа - краткосрочный и среднесрочный периоды:

а) в краткосрочном периоде (2017-2018 годы) предстоит решить комплекс вопросов по стимулированию развития сельхозкооперативов:

- совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность сельхозкооперативов;

- организация и проведение широкой информационной кампании в сельской местности с целью детального ознакомления населения с преимуществами сельхозкооперативов, разработка информационных материалов и рекомендаций по организации сельхозкооперативов;

- разработка механизма кредитования сельхозкооперативов;

- привлечение инвестиций и средств международных донорских организаций для оказания помощи в развитии сельхозкооперативов и организация пилотных сельхозкооперативов;

б) в среднесрочном периоде (2019-2021 годы) предстоит организовать инфраструктуру кооперации в аграрном секторе путем создания устойчивой и стабильно развивающейся сети сельхозкооперативов в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, кредитования, страхования, снабжения и сбыта.

Для обеспечения нормального функционирования производственного сектора экономики потребуется формирование и развитие в регионах республики сельхозкооперативов по оказанию зооветеринарных, агротехнических услуг сельским товаропроизводителям. Организация сельских сервисных кооперативов будет осуществляться в основном на базе сельских предприятий, оказывающих сервисные услуги (агросервисов, техсервисов и зооветсервисов).

Необходимо организовать сельхозкооперативы с использованием кластерного подхода, включающего полную цепочку продвижения продукции от производителя до рынка сбыта. Предполагается организовать пилотные сельхозкооперативы, по одному в каждой области, с использованием кластерных технологий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Для увеличения объемов переработки сельскохозяйственной продукции предусматривается принятие следующих мер:

- технологическая модернизация предприятий;

- предоставление субсидий на частичное погашение лизинговых платежей перерабатывающими предприятиями;

- рост объема лизинга оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции.

Товарно-сервисные кооперативы будут создаваться на базе перерабатывающих предприятий, торгово-логистических центров (торгово-закупочные конторы), машинно-тракторных станций.

Перерабатывающие предприятия, с учетом государственного льготного кредитования, будут снабжать членов сельхозкооператива качественными семенами, минеральными удобрениями, помогать в приобретении сельскохозяйственной техники. Члены сельхозкооператива будут поставлять перерабатывающему предприятию свою продукцию для переработки. При объединении сельских товаропроизводителей с переработчиками создается система цепочки добавленной стоимости продукции.

По аналогичной схеме будут работать сельхозкооперативы на базе торгово-логистических центров и машинно-тракторных станций.

5. Земельные отношения и правовая база сельскохозяйственных кооперативов

Правовое обеспечение кооперативного движения будет направлено на создание условий для его эффективного функционирования и дальнейшего развития сельхозкооперативов.

Концепцией предусматривается:

- разработка проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О кооперативах", предусматривающего улучшение деятельности Совета сельхозкооперативов;

- разработка проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию", в части выделения сельхозкооперативов в отдельную категорию плательщиков, включения сельхозкооперативов в список организаций, освобожденных от применения показателя среднемесячной заработной платы для начисления страховых взносов;

- разработка проекта постановления Правительства Кыргызской Республики "О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики "О Типовом положении об условиях и порядке предоставления в аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий" от 22 июня 2007 года № 243, предусматривающего предоставление приоритета сельхозкооперативам при получении земель орошаемой пашни в среднесрочную и долгосрочную аренду;

- внесение дополнений в Земельный кодекс Кыргызской Республики, предусматривающих предоставление приоритета сельхозкооперативам при получении земель сельскохозяйственного назначения.

Одной из причин сдерживания развития кооперативного движения является достаточно высокий уровень отчислений по страховым взносам в Социальный фонд Кыргызской Республики - в размере 27,25 процента. Предлагаемые меры по предоставлению льгот сельскохозяйственным товарно-сервисным кооперативам повлекут:

- снижение уровня пенсионного обеспечения граждан, работающих в сельхозкооперативах;

- развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения, создание и укрупнение сельхозкооперативов путем объединения земельных долей членов крестьянских хозяйств, аренды и покупки земельных участков;

- осуществление комплекса мер по консолидации земельных участков КФХ с учетом региональных, природно-климатических, природно-экономических особенностей для эффективного проведения агротехнических мероприятий и соблюдения севооборота, инженерно-кадастровое обустройство и эффективное использование земель, направлены на развитие сельхозкооперативов;

- усиление контроля за использованием земель, осуществлением природоохранных мер по рациональному использованию земель, проведением мероприятий по улучшению и повышению плодородия почвы, целевому их использованию сельхозкооперативами.

6. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка сельскохозяйственных кооперативов

Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения сельхозкооперативов будет направлена на расширение сети сельхозкооперативов путем привлечения государственных и иных источников финансовых ресурсов для стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению доходов сельчан.

Финансовая и кредитная поддержка сельхозкооперативов осуществляемая Правительством Кыргызской Республики, будет включать следующие меры:

- выделение льготного кредита по проекту "Финансирование сельского хозяйства" сельхозкооперативам в размере не менее 10 процентов от общей суммы, выделяемой из республиканского бюджета;

- ежегодное предоставление товарных кредитов (семена сельхозкультур, горюче-смазочные материалы и др.);

- предоставление сельскохозяйственной техники в лизинг.

Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики, предусмотрены следующие меры в целях развития кооперации: использование механизма государственной помощи, при котором она будет увязана с показателями эффективности деятельности сельского товаропроизводителя - получателя помощи; при государственной поддержке аграрного сектора предпочтение будет отдаваться сельхозкооперативам, которые гарантируют сохранение уровня, а в перспективе - рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, создание рабочих мест. При этом все формы кооперации будут иметь преимущественное право на государственную поддержку.

Средства государственной помощи будут распределяться на основе конкурса бизнес-проектов с участием представителей Союза кооперативов Кыргызстана и других общественных организаций.

7. Информационное и консультационное обеспечение деятельности сельскохозяйственных кооперативов, подготовка и повышение квалификации кадров

Одними из мероприятий по развитию кооперативного движения являются проведение информационных, разъяснительных и консультационных работ по организации сельхозкооперативов, расширение пропаганды среди КФХ, обучение работников и подготовка кадров.

В целях дальнейшего развития сельхозкооперативов необходимо:

- разработать нормативные правовые акты по вопросам развития и улучшения деятельности сельхозкооперативов;

- организовать информационную работу среди фермеров о преимуществах сельхозкооперативов, проведение обучающих семинаров по специальным планам, обмену опытом работы;

- разработать учебно-методические материалы для организации системы подготовки и повышения квалификации для специалистов сельхозкооперативов.

Кыргызский национальный аграрный университет имени К.И.Скрябина, сельскохозяйственные техникумы и училища, учебно-методические центры будут решать задачи по подготовке кадров для системы сельскохозяйственной кооперации, организации обучающих семинаров по актуальным вопросам деятельности сельхозкооперативов.

К реализации Концепции будут привлекаться Сельская консультационная служба (далее - СКС), ассоциации и союзы сельских товаропроизводителей на основе заключения ежегодных соглашений с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и мелиорации Кыргызской Республики.

Ассоциации, сельхозкооперативы и некоммерческие организации смогут принимать реальное участие на разных стадиях подготовки и реализации Концепции и национальных проектов развития сельскохозяйственной кооперации, в том числе в подготовке методических материалов, в информировании сельских товаропроизводителей о программах, проектах и формах государственной поддержки, в создании сельхозкооперативов, в осуществлении общественного контроля за ходом реализации программ и проектов, оказывать помощь сельхозкооперативам в составлении бизнес-плана, готовить документы на получение льготных кредитов.

8. Развитие и взаимодействие сельскохозяйственных кооперативов с органами государственной власти и местного самоуправления

В целях формирования и проведения государственной политики в области развития сельскохозяйственного кооперативного движения создается Межведомственный координационный совет по вопросам развития сельхозкооперативов при Министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и мелиорации Кыргызской Республики (далее - МКС), с включением в его состав представителей соответствующих государственных, общественных и других организаций.

МКС будет осуществлять разработку мероприятий по обеспечению взаимодействия и реализации настоящей Концепции, подготовке рекомендательных, консультационных и методических пособий по вопросам развития сельхозкооперативов.

Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и мелиорации Кыргызской Республики будет оказывать практическую и методическую помощь в развитии кооперации, поддержку в формировании и развитии их материально-технической базы, создании условий для переработки и экспорта сельскохозяйственной продукции, создании нормативно-правовой базы и материального стимулирования к объединению в сельхозкооперативы.

Местная государственная администрация назначает координатора Концепции на районном уровне в лице районного управления аграрного развития, который несет ответственность за реализацию Концепции, определяет формы и методы управления реализацией Концепции.

Районные управления аграрного развития будут решать следующие задачи:

- организация информационной работы на районном уровне о преимуществах сельхозкооперативов;

- обеспечение взаимодействия и координация работы по реализации Концепции;

- обобщение и распространение опыта работ сельхозкооперативов;

- подготовка докладов о ходе реализации Концепции.

Органам местного самоуправления (айыл окмоту) рекомендуется проводить информационную работу среди населения о преимуществах кооперации и принимать непосредственное участие в мероприятиях по созданию сельхозкооперативов на их территории.

9. Социально-экономические результаты реализации Концепции

Социально-экономическая эффективность хозяйственной деятельности сельхозкооперативов достигается путем максимальной реализации личных интересов членов сельхозкооператива.

Международные донорские организации, такие, как Германское агентство международного сотрудничества (GIZ), Миссия Агентства США по международному сотрудничеству (USAID), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Щвейцарское бюро по сотрудничеству Щвейцария, Японское агентство международного сотрудничества (JICA), на основе договоренностей заинтересованных сторон для развития сельхозкооперативов, содействуют:

- снижению производственных издержек сельскохозяйственных производителей и росту их доходов;

- повышению надежности обслуживания аграрного производства и качества предоставляемых сельхозпроизводителям услуг;

- улучшению доступа крестьян к рынкам материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, сельскохозяйственной продукции и сырья и, следовательно, повышению товарности аграрного производства.

Реализация Концепции позволит обеспечить:

- укрепление материально-технической базы и повышение производительности труда сельхозкооперативов;

- взаимодействие фермеров между собой и с другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса при производстве, переработке и сбыте продукции;

- содействие повышению экономического потенциала республики и села, росту доходов сельского населения и снижению уровня бедности в сельской местности, расширению рынка труда в сельской местности.

Механизм реализации Концепции определяет состав ее исполнителей, формы их взаимодействия между собой, комплекс мер нормативно-правового и экономического характера, направленных на решение поставленных задач.

Финансово-экономический механизм реализации Концепции строится на ценовой, финансово-кредитной, налоговой и таможенно-тарифной политике, определяемой существующей нормативной правовой базой.

10. Риски и угрозы реализации Концепции

Рисками и угрозами реализации настоящей Концепции могут быть:

- внешние факторы (экономические кризисы в других странах, увеличение цен на сельскохозяйственную технику, оборудование и горюче-смазочные материалы);

- внутренние факторы (снижение поступления бюджетных и донорских средств, несвоевременность принятия нормативных правовых актов, ухудшение условий реализации сельскохозяйственной продукции и сырья на внутренних рынках из-за роста импортных поставок и др.);

- последствия природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций (маловодье, засуха, обильные дожди и т.д.).

11. Мониторинг и оценка реализации Концепции

Общая координация и управление реализации Концепции будет осуществляться Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и мелиорации Кыргызской Республики и районными органами управления аграрного развития.

В основе методологии мониторинга и оценки реализации настоящей Концепции лежит использование данных государственной статистики, Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и мелиорации Кыргызской Республики, информации, поступающей от субъектов хозяйственной деятельности.

Оценка реализации Концепции будет осуществляться рабочей группой, состоящей из представителей районного управления аграрного развития, органа государственной статистики, Союза кооперативов Кыргызстана и других общественных организаций, в три этапа.

Первый этап. Промежуточная оценка Концепции за период 2017-2018 годов проводится рабочей группой, состоящей из представителей всех заинтересованных сторон, и основывается на сведениях мониторинга первых двух лет реализации Концепции, на базе которых осуществляется анализ выполняемых мероприятий и инструментов Концепции и вырабатываются рекомендации для внесения определенных изменений в реализацию Плана мероприятий Концепции на следующие два года.

Второй этап. Промежуточная оценка Концепции за период 2019-2021 годов проводится рабочей группой, состоящей из представителей всех заинтересованных сторон, и основывается на сведениях мониторинга первых двух лет реализации Концепции, на базе которых осуществляется анализ выполнения мероприятий и инструментов Концепции, вырабатываются рекомендации для внесения определенных изменений в реализацию Плана мероприятий следующий год.

Третий этап. Полная оценка реализации Концепции проводится независимыми экспертами и основывается на итогах мониторинга за весь период реализации Концепции, на базе которых осуществляется оценка ожидаемых результатов мероприятий с фактически полученными результатами.

Основными индикаторами мониторинга являются:

- принятие нормативных правовых актов регулирующих деятельность сельхозкооперативов;

- плановые целевые показатели создания сельхозкооперативов;

- увеличение объемов оказываемых услуг сельхозкооперативами;

- производительность труда сельхозкооперативов;

- объемы инвестиций и кредитования сельхозкооперативов;

- расширение рынка труда в сельской местности;

- внедрение передовых технологий сельхозкооперативами;

- обеспечение системы подготовки кадров среднего и низшего звена;

- количество проведенных семинаров, тренинг-курсов и обученных фермеров, пропаганда преимущества кооперативной системы среди руководителей крестьянских и фермерских хозяйств.

12. Ресурсное обеспечение

Основные финансовые ресурсы для реализации Концепции будут складываться из средств инвесторов, кредитов банков, а также средств сельхозкооперативов, финансовых доноров и в рамках государственного проекта "Финансирование сельского хозяйства".

На проведение консультационных, обучающих и информационных мероприятий будут привлечены бюджетные средства и/или финансовые средства международных донорских организаций: Японского агентства международного сотрудничества "JICA", Германского агентства международного сотрудничества "GIZ" и других.

Реализация Плана мероприятий Концепции придаст импульс широкому развитию сельхозкооперативов в республике и будет способствовать созданию качественно новых отношений между сельскохозяйственными субъектами в объединении их усилий для решения экономических и социальных проблем села, содействовать реализации целей социально-экономического развития республики до 2021 года.